Роспись храмов и реставрирование живописи и фресок
Красиво расписанный храм становится не просто местом для богослужений – это место, где можно по настоящему отдохнуть душой и насладиться творчеством художников. Торжественность и красота такого храма – залог того, что прихожане забудут о своих мирских делах и станут ближе к Богу. Поэтому расписываться храм должен не силами прихожан, а профессиональными художниками.
Роспись храма – одно из самых древних видов искусства, и она может быть очень разнообразна. Храмы украшаются как фресками в древнерусском стиле, так и академической живописью.
Древнерусский стиль появился на Руси еще в X-XII веках. И даже сейчас в самых старинных русских храмах можно увидеть фрески, выполненные в данном стиле. Древнерусский стиль сохранил черты классического византийского, однако во многом является уникальным. От классического он перенял основные черты – благородность, гармонию и ясность композиции, однако в дальнейшем он обзавелся своими собственными – простота, живописность и поэтичность, а также избавился от свойственной византийской живописи суровости и даже некоторой мрачности. Самым ярким примером древнерусского стиля являются фрески Феофана Грека, и по сей день сохранившиеся в некоторых старинных церквях и храмах.
В дальнейшем церковная живопись пережила период возрождения. Стиль стал более пышным, нарядным и масштабным, а также ориентированным на аристократию, а не на простой народ. От этого фрески и полотна становились действительно огромными и детализированными (иногда чрезмерно). В живописи царили светлые и нежные тона, делавшие полотна утонченными и грациозными, и в то же время радостными.
К концу XIX века сформировалось классическое направление русской религиозной живописи, которое вобрало в себя все лучшие черты всех предыдущих стилей. Отныне церкви украшаются полотнами светлых и нежных тонов, сочетающих в себе радостность, нежность и гармонию, классические пропорции, и понятных и приятных как простому человеку, так и представителю интеллигенции. Кроме того, росписи приобрели черты психологизма, но психологизма не давящего, а возвышающего.
Художники творческих мастерских «Китеж» не только самостоятельно расписывают храмы – они проходят серьезную подготовку, включающую в себя изучение всех стилей религиозной живописи и много работают с памятниками культурного наследия. Поэтому реставрация живописи, производимая художниками, позволяет сохранить все черты полотен в первозданном виде, а значит – привести храм в то состояние, каким он был много столетий назад. А роспись нового храма позволит сделать его более торжественным, красивым и приятным для прихожан.