Поломки в автомобиле, которые можно устранить самостоятельно читать ~6 мин.
Современный автомобиль – очень сложный механизм, состоящий из множества взаимосвязанных систем – разобраться с этим нагромождением технологий сможет не каждый. Большинство автовладельцев обращаются в сервис при возникновении любых неисправностей, но существует значительное количество поломок, которые можно успешно устранить самостоятельно. Знание основных принципов диагностики и ремонта поможет сэкономить деньги и время, а также научит понимать немного больше в том, как устроен автомобиль.
Регулярная проверка технического состояния машины – залог безопасной эксплуатации. Простая диагностика обычно состоит из визуального осмотра основных узлов и контроля уровня технических жидкостей. При этом особое внимание следует уделять состоянию аккумуляторной батареи, давлению в шинах и работе осветительных приборов.
Компьютерная диагностика своими силами
Современные автомобили оснащены электронными системами управления, это позволяет проводить диагностику с помощью специальных сканеров. Для самостоятельной проверки достаточно приобрести простой OBD-сканер и подключить его к диагностическому разъёму автомобиля. Такие устройства позволяют считывать коды ошибок и определять неисправности в работе двигателя и других систем.
Процесс диагностики начинается с подключения сканера к разъёму OBD-II, который обычно расположен под рулевой колонкой или под бардачком со стороны пассажира. Считывание кодов ошибок и их расшифровку делают с помощью специальных справочников или мобильных приложений. Такой подход помогает выявить проблемы на ранней стадии и предотвратить серьёзные поломки.

2 Обслуживание тормозной системы
3 Электрическая система автомобиля
4 Контроль давления в шинах и ремонт проколов
5 Обслуживание системы освещения
6 Охлаждающая система двигателя
Замена расходных материалов и фильтров
Воздушный фильтр двигателя
Замена воздушного фильтра – одна из наиболее простых процедур технического обслуживания. Загрязнённый фильтр снижает мощность двигателя и увеличивает расход топлива. Периодичность замены составляет обычно 10-15 тысяч километров пробега, но в условиях повышенной запылённости этот интервал следует сократить.
Процедура замены не требует специальных инструментов и занимает буквально несколько минут. Необходимо найти корпус воздушного фильтра под капотом, отвинтить крышку, извлечь старый фильтрующий элемент и установить новый. При этом важно очистить корпус от пыли и мусора.
Масляный фильтр и моторное масло
Замена моторного масла и масляного фильтра — базовая процедура обслуживания, которую можно выполнить самостоятельно при наличии необходимых инструментов. Для работы потребуется домкрат, ёмкость для отработанного масла, ключи и новое масло с фильтром.
Важно проводить замену на прогретом двигателе, чтобы масло было более жидким и лучше стекало. Процедура включает слив старого масла через сливную пробку в поддоне картера, замену масляного фильтра и заливку нового масла через маслозаливную горловину.
Процесс можно значительно упростить, если вы знаете хороший интернет-магазин автозапчастей для иномарок, где легко подобрать качественные расходные материалы для любого автомобиля. От выбора масла и фильтров существенно зависит надёжность работы двигателя на длительный период.
Салонный фильтр
Фильтр салона отвечает за очистку воздуха, поступающего в салон через систему вентиляции. Его засорение приводит к ухудшению работы отопителя, запотеванию стёкол и появлению неприятных запахов. Замена обычно проводится каждые 15 тысяч километров или раз в год.
Обслуживание тормозной системы
Замена тормозных колодок
Замена тормозных колодок требует определённых навыков и соблюдения техники безопасности. Кроме того, ошибки при монтаже тормозных систем могут обойтись очень дорого, эту работу многие, даже достаточно квалифицированные автовладельцы предпочитают поручить профессиональным мастерам. Но первичный осмотр можно и нужно сделать самостоятельно. Износ колодок можно определить по характерному скрипу при торможении или с помощью визуального осмотра. На большинстве современных автомобилей установлены дисковые тормоза с суппортами.
Процедура замены требует подъём автомобиля на домкрате, снятие колеса, откручивание суппорта и извлечение старых колодок. При установке новых колодок необходимо раздвинуть поршень суппорта и правильно установить все элементы. После замены требуется притирка колодок плавными торможениями на небольшой скорости.
Электрическая система автомобиля
Диагностика и обслуживание аккумулятора
Аккумуляторная батарея является ключевым элементом электрической системы автомобиля. Простая диагностика заключается в визуальном осмотре корпуса на предмет трещин и утечек, проверке уровня электролита и состояния клемм.
Для более точной диагностики можно использовать мультиметр для измерения напряжения. Полностью заряженная батарея должна показывать напряжение около 12,6-12,8 В. Значения ниже 12,4 В указывают на необходимость подзарядки или возможные проблемы с батареей.
Замена предохранителей
Перегоревшие предохранители – частая причина отказа электрических систем автомобиля. Замена предохранителей — простая процедура, которая не требует специальных навыков. Главное – использовать предохранители точно такого же номинала, как и оригинальные.
Блоки предохранителей обычно расположены под капотом и в салоне автомобиля. На крышке каждого блока имеется схема с указанием назначения каждого предохранителя. Перед заменой необходимо выключить зажигание и отсоединить клемму аккумулятора для обеспечения безопасности.
Устранение простых неисправностей электрики
Многие проблемы с автомобильной электрикой связаны с плохими контактами, коррозией клемм или повреждением проводки. Простые неисправности можно устранить самостоятельно после тщательного осмотра проблемного участка.
Основные признаки электрических неисправностей – периодическое срабатывание предохранителей, нестабильная работу приборов освещения и сигнализации. При обнаружении повреждённой изоляции проводов её можно восстановить с помощью изоляционной ленты или термоусадочной трубки.
Контроль давления в шинах и ремонт проколов
Проверка давления в шинах
Регулярная проверка давления в шинах очень простая процедура, но она влияет на безопасность движения, расход топлива и износ покрышек. Измерения следует проводить на холодных шинах с помощью манометра.
Рекомендуемые значения давления указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля или на специальной табличке, расположенной на двери водителя. Для большинства легковых автомобилей оптимальное давление составляет 1,9-2,5 бар.
Самостоятельный ремонт проколов
Небольшие проколы в протекторной части бескамерных шин вполне можно отремонтировать самостоятельно с помощью специальных ремонтных комплектов. Такие наборы содержат жгуты из сырой резины, шило для обработки отверстия и клей для вулканизации.
Процедура ремонта выглядит примерно так: после обнаружения места прокола, нужно удалить инородный предмет, обработать отверстие специальным шилом и установить жгут. После ремонта необходимо проверить герметичность и при необходимости накачать шину до нормального давления.
Обслуживание системы освещения
Замена ламп в фарах и фонарях
Замена перегоревших ламп в фарах и задних фонарях — простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно, но доступ к лампам передних фар может потребовать снятия защитных кожухов или частичной разборки оптики.
При замене ламп важно не касаться стеклянной колбы голыми руками, особенно галогенных ламп, так как жировые следы могут привести к их преждевременному выходу из строя. Для задних фонарей доступ обычно осуществляется из багажника.
Простой ремонт фар
Мелкие повреждения фар, такие как трещины в корпусе или нарушение герметичности, можно устранить самостоятельно. Для заделки небольших трещин используются специальные клеи на основе эпоксидной смолы или полимерные герметики.
Охлаждающая система двигателя
Для проверки системы охлаждения выполняется контроль уровня антифриза в расширительном бачке и осмотр патрубков на предмет утечек. Самостоятельно можно заменить повреждённые хомуты, добавить охлаждающую жидкость и проверить работу термостата.
Важно регулярно проверять состояние радиатора и вентилятора охлаждения, особенно перед наступлением жаркого сезона. Засорённый радиатор можно очистить сжатым воздухом или специальными моющими средствами.
Более сложные ремонтные работы, связанные с двигателем, трансмиссией или системами безопасности, следует доверять квалифицированным специалистам. Самостоятельный ремонт должен ограничиваться простыми процедурами технического обслуживания и заменой расходных материалов.