Как сделать черно-белые фотографии цветными: цветокоррекция истории читать ~8 мин.
Раскрашивание черно-белых фотографий — уже давно не магия. Раньше специалисты «оживляли» историю в сложном Фотошопе или программах для реставрации чёрно-белых фотографий. Теперь всё проще: в онлайн-сервисе освежить потёртые снимки можно за несколько кликов.
Мы разукрасили работы известных фотографов. Смотрите, что из этого вышло.
Самостоятельная реставрация
Мы решили поработать с сайтом online-photo-colorizer.ru, он предназначен для восстановления снимков. Раскрашивание и лёгкую обработку можно делать бесплатно.
Алгоритм действий:
- Старые снимки в бумажном виде переведите в цифровой формат. Например, плёнку можно отсканировать с помощью слайд-сканера или на обычном сканере с использованием рамки. Обычные снимки можно снять на фотоаппарат или камеру смартфона.
- Загрузите снимки на сайт онлайн-сервиса.
- Передвиньте ползунки, чтобы раскрасить кадр и устранить дефекты (царапины и проч.).
- Укажите электронную почту — на неё пришлют обработанное фото.
- Скачайте цветной снимок на компьютер.
За каждой фотографией своя история. Для примера мы взяли известные снимки, о которых говорят до сих пор. Они расширили понимание съёмки и помогли прикоснуться к событиям, свидетелями которых мы уже никогда не будем.
Заодно вы увидите, как восстановить старые фотографии и насколько меняется их восприятие.
Себастьян Сальгадо, «Пустыня в огне»
Себастьян Сальгадо — бразильский фотограф, который успел побывать в 120 странах. Через творчество автор пытался рассказать о проблемах в мире, спровоцировать обсуждения и дебаты.
«Я хочу, чтобы мир помнил проблемы и людей, которых я фотографирую».
В объектив фотографа попадали моменты из жизни жителей Латинской Америки, Европы и Африки. Со временем Сальдаго стал вкладывать ещё больше смысла в снимки: то фотографировал последствия засухи в Африке, то показывал, что на фоне промышленной революции большинство людей на планете продолжает использовать ручной труд.
Известная серия фотографий «Пустыня в огне» была опубликована в одноимённой книге Сальдаго. В 1991 году солдаты Ирака, отступая от Кувейта, по приказу Саддама Хусейна подожгли нефтяные скважины. Это нанесло огромный урон экологии. Десятки скважин фонтанировали: нефть вылилась в море и пустыню, погибли флора и фауна, а чёрный снег выпадал даже в Индии. Потушить пожары удалось лишь спустя 258 дней силами 10 тысяч людей из 28 стран мира.
«Пустыня в огне», Кувейт, 1991 г. Источник: floornature.com
Евгений Халдей, «Знамя Победы над Рейхстагом»
Евгений Халдей — советский фотограф, чьи работы стали настоящими фотосимволами Второй Мировой войны. Он сам прошёл войну, поэтому вёл хронику боев и эпизодов мирной жизни. Ему удалось запечатлеть Битву за Москву, пленных, солдат и мирных жителей.
Первое знамя Победы СССР было водружено 30 апреля 1945 года, и Халдей тогда был в Москве. Замысел фотографа был следующим — завершить свою фотохронику кадром с крыши нацистского парламента. Впоследствии снимок действительно стал тем самым символом Победы СССР над фашизмом.
Фотограф привёз в Берлин несколько флагов, причём серп, молот и звезду на них сшил сам. Водрузить флаг для фотографии помогли красноармейцы Леонид Горичев, Алексей Ковалёв и Абдулхаким Исмаилов. На кадре Ковалёв держит знамя в руках, а Исмаилов придерживает его за ноги. В тот же день 2 мая Халдей вернулся в Москву, чтобы сделать ретушь снимка, в частности он дорисовал клубы дыма.
«Знамя Победы над Рейхстагом», 2 мая 1945. Источник: russiainphoto.ru
Владимир Лагранж, «Голуби мира»
Владимир Лагранж — советский фотокорреспондент, в объектив которого попадали простые люди. Он как будто подглядывал за ходом их жизни. Герой для него был в каждом человеке, поэтому снимки точно передают атмосферу советского времени — он показывал жизнь студентов, жителей коммуналок, прохожих, выпускников.
Советские фотографии, которые были сделаны в 1960-1990 гг., вошли в альбом «Так мы жили». Получились незамысловатые, но душевные работы. Например, на одном из снимков запечатлены выпускники, только что окончившие школу и гуляющие по Красной площади.
Кадр был постановочный: птиц прикормили, а людей попросили бежать по команде. Но фотография стала символом времени — в воздухе витали настроения счастья, свободы и радости жизни. Молодёжь как птицы, будто на взлёте. Кстати, до этого момента Красная площадь ассоциировалась с военными парадами, а теперь она стала местом для прогулок и праздников.
«Голуби мира», 1962 г. Источник: cameralabs.org
Хельмут Ньютон, «Последние съёмки Сальвадора Дали для Vanity Fair»
Хельмут Ньютон — немецко-австралийский фотограф, чьи работы называли провокационными из-за эротического подтекста.
Он начал увлекаться фотоискусством с детства: снимал друзей на улице в шляпах своей матери. В студиях Ньютон работал редко и считал, что женщина прекрасна в повседневной жизни: когда она одевается, когда едет на машине. В кадр попадали знаменитости и представители высшего класса. «Обычных» людей он не фотографировал.
«Я ненавижу хороший вкус. Это скучное словосочетание, от которого задыхается всё вокруг».
Ньютон активно сотрудничал с глянцевыми журналами Vogue, Elle и Playboy. В 1986 году он по заданию Vanity Fair отправляется в Испанию, чтобы сделать фото Сальвадора Дали — тогда уже болеющего. Живописец помучил фотографа: хотел, чтобы съёмка велась при вспышке молний грозы. Но небо слишком потемнело, и Ньютон использовал вспышку.
«Последние съёмки Сальвадора Дали для Vanity Fair», 1986 г. Источник: YouTube
Виджи (Артур Феллиг), «Девочка чистит обувь, Нью-Йорк, 1960»
Артура Феллига называли неугомонным фотографом. Его специализация — криминальная фотография. Даже его псевдоним Виджи созвучен с полицейской сиреной. Поэтому будь то пожар, преступление или ограбление — Феллиг был тут как тут, готовый запечатлеть происходящее. Снимки проявлял прямо в багажнике машины.
Он нигде не обучался, только практиковался. Упорство дало плоды: в 1938 году стал первым репортёром, которому разрешили пользоваться радиоприёмником на полицейской частоте. В дальнейшем фотограф работал с известными изданиями и выпускал книги.
В 1941 году прошла его первая выставка под названием «Виджи: убийство — мой бизнес». Но Феллиг снимал и обычные дни американцев, и сегодня его снимки дают нам представление о бытовых подробностях жизни Нью-Йорка 1930-1960-х годов. Например, кадр «Девочка чистит обувь, Нью-Йорк, 1960» — иллюстрация распространённой в то время профессии чистильщика обуви. Беспризорники и дети из бедных семей так подрабатывали.
«Девочка чистит обувь, Нью-Йорк, 1960». Источник: cameralabs.org
Марк Рибу, «Окончательное противостояние: цветок и штык»
Марк Рибу — французский фотожурналист, который отказывался называть себя художником. Не любил вмешиваться в частную жизнь людей, но не мог удержаться от соблазна запечатлеть моменты. Через снимки Рибу общественность узнавала о значимых событиях того времени.
В 1967 году мир облетела фотография девушки с цветком, стоявшей напротив вооружённых солдат. В кадре 17-летняя американка Ян Роза Кашмир — одна из участниц митинга против войны во Вьетнаме. Рибу сразу обратил внимание на девушку, которая вышла к штыкам и протянула цветок. По слухам, она же произнесла фразу, уже ставшую антивоенным лозунгом: «Занимайтесь любовью, а не войной». За кадром не было трагедии: солдаты не стреляли, а митингующие выступали с речами и пели песни. Но фото стало символом антимилитаризма.
«Окончательное противостояние: цветок и штык», 1967 г. Источник: magnumphotos.com
Анри Картье-Брессон, «Ребёнок, освобождённый из концлагеря. Дессау, Германия, 1945-й год»
Анри Картье-Брессон — французский фотограф, которого называют отцом фотожурналистики. Он умел точно выстраивать композицию в уличных снимках, фокусировался на деталях и считал, что в кадре главнее человеческий фактор, чем сам фотоаппарат. Знаменательно, что Картье-Брессона первым пригласили в СССР после начала «оттепели».
Фотограф снимал события Второй Мировой войны как её непосредственный участник: плен, побег, участие в Сопротивлении. Одним из таких кадров стал «Ребёнок, освобождённый из концлагеря». Об истории снимка ничего неизвестно, но Картье-Брессон успел запечатлеть жизнь, как она есть. Спустя секунду герой фото двигается дальше, а кадр остаётся живым, хоть и статичным.
«Ребёнок, освобождённый из концлагеря. Дессау, Германия, 1945-й год». Источник: juicyworld.org
Питер Линдберг, Обложка Vogue 1990 года
Питер Линдберг — фэшн-фотограф, известный во всем мире. Считается, что он создал феномен «топ-модель». Пока фотографы того времени увлекались чрезмерной ретушью, Линдберг пошёл им наперекор: он видел в женщинах индивидуальность и духовность.
«Современные фотографы должны освободить женщин и, наконец, всех от террора молодости и совершенства».
Он снимал супермоделей и знаменитых людей с естественным макияжем либо вовсе без него и верил, что снимки могут быть красивыми без всякой обработки.
Легендарной стала фотография на обложке британского Vogue в 1990 году. На ней Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд. Снимок стал отправной точкой новой эры в индустрии моды.
Обложка Vogue 1990 года. Источник: eurasia-photo.com
Заключение
Примеры фотоснимков разных времён окунули нас в историю — когда они цветные, то как будто ещё более живые.
Есть много способов, как восстановить старое фото. Мы разобрали самый быстрый — через сайт. Хотя это не полноценный фоторедактор, здесь можно обработать фото, например, убрать царапины или потёртости. Это сделает кадр ещё более четким.