«Горе от ума», краткое содержание читать ~6 мин.
Роман Александра Грибоедова «Горе от ума» – один из шедевров русской драматургии. Комедия в стихах, действие которой происходит в московском высшем обществе после наполеоновских войн, предлагает острохарактерные персонажи и умные репризы, сочетающие тщательно продуманное подшучивание и язвительную социальную критику. Её главный герой, Александр Чацкий, – ироничный идеалист, сложная романтическая фигура, которая найдёт своё отражение в русской литературе, начиная с Пушкина.
«Горе от ума» – пьеса, в которой рассказывается история Чацкого, молодого интеллигента, который возвращается в московское общество после пятилетнего отсутствия. Он сталкивается с лицемерием и мелкостью аристократии, и его попытки выступить против этого приводят к конфликтам и скандалам. В конечном итоге пьеса подчёркивает борьбу между традиционными ценностями и прогрессивными идеями в российском обществе.
«Горе от ума» было написано в 1823 году и сразу же стало сенсацией, но в условиях жёсткой царской цензуры роман был полностью опубликован лишь сорок лет спустя. Его влияние ощущается не только в русском литературном языке, но и в повседневной речи. Он является источником огромного количества часто цитируемых афоризмов и оборотов речи, сравнимых с влиянием Шекспира на английский язык.
Из-за сложной схемы рифмы и структуры стиха, пьеса часто считалась практически непереводимой на другие языки. В самом известном английском переводе от Бетси Хьюлик, искромётное остроумие Грибоедова, зажигательные диалоги и лёгкое пересечение регистров от возвышенного до разговорного переходят в живой современный английский язык.
Александр Грибоедов (1795-1829), которого Пушкин назвал «умнейшим человеком своего поколения», наиболее известен как автор «Горе от ума». Во время дипломатической миссии в Персии после русско-персидской войны 1826-1828 годов он был зверски убит толпой, напавшей на российское посольство в Тегеране.
Пьеса «Горе от ума» состоит из четырёх актов и охватывает события одного дня, с раннего утра до глубокой ночи. Действие происходит в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, важного правительственного чиновника, у которого есть семнадцатилетняя дочь Софи. Его жена – мать Софи – умерла, когда ей был всего год. Вместе с ними в доме живёт секретарь Фамусова, Алексей Молчалин, который также является тайным кавалером Софи.
Чацкий возвращается после трёхлетнего пребывания за границей в надежде возобновить роман с возлюбленной своего детства Софи. Тем временем она влюбилась в Молчалина, коварного секретаря своего реакционного отца Фамусова. Чацкий выступает против лицемерия аристократического общества, а когда разражается скандал, его обвиняют в сумасшествии.
Текст произведения целиком: Александр Грибоедов – «Горе от ума» Комедия в четырёх действиях, в стихах. (Библиотека Комарова)
Пьеса начинается утром, когда горничная Софи, Лиза, стоит на страже перед комнатой своей хозяйки, потому что Молчалин провёл там ночь. Это не так шокирующе, как звучит (или как можно было бы надеяться): как Софи потом объясняет Лизе, все произошло следующим образом:
“Он взял меня за руку, посмотрел мне в глаза и время от времени разражался искренними вздохами; не вырвалось ни одно его слово, которое могло бы обидеть, всё было вежливо и сдержанно; так мы просидели с переплетёнными руками до рассвета.”
Все-таки Фамусов не мог подозревать, что его дочь и секретарь так близки. По мнению Софи, Молчалин может быть «скромным, самодовольным», но он понимает и своё положение, и своё будущее, и кто может помочь ему улучшить его. Как быстро напоминает ему Фамусов: “Без помощи моих добрых услуг вы бы до сих пор батрачили в провинции.”
Как выясняется, интерес Молчалина к Софи не очень глубок: «Она для службы», – говорит он её горничной Лизе – той, кого он по-настоящему вожделеет.
Рано утром на сцене появляется Чацкий, друг детства Софи, которого не было в её поле зрения три года. Он не поклонник застоявшегося российского правящего класса и надоевшего высшего общества, не заинтересован в карьере чиновника, которой так легко способствует его семейное происхождение, и он не в восторге от того, что вернулся в Москву: “Может ли человек остаться в Москве без размягчения мозга, беспрестанно посещая ужины, обеды, балы?” Между тем Фамусов, конечно, не может понять это циничное молодое поколение с совершенно неправильными приоритетами.
Чацкий всё ещё тоскует по Софи и его беспокоит, что у неё, похоже, есть другие ухажёры, Молчалин и другой карьерист, полковник Скалозуб. Чацкий пытается убедить её в своей страсти к ней, но она не хочет убеждаться: как ни весело было им в детстве, она не ценит его острого языка и остроумия. Но Чацкий, как ни старается, не может прикусить язык – даже если ему хочется хотя бы притвориться более похожим на Молчалина: “Почему я не могу иногда дать волю своим суждениям и быть таким же безмозглым, как этот подхалим, Молчалин?”
Что, конечно, не совсем лучший способ выразить это Софи. В одной из лучших реплик пьесы – а их очень много – Софи чётко формулирует, почему она с опаской относится к Чацкому, несмотря на его пылкие чувства:
ЧАЦКИЙ: Да я ради вас сквозь огонь пойду!
СОФЬЯ: Но сгорите ли вы? Сомневаюсь.
Кульминацией вечера становится бал, на котором Чацкий продолжает добиваться своей детской любви, даже разочаровавшись в других женихах (и в её восхищении ими) – Молчалин гордится своими «точностью и умеренностью», чертами, которые оставляют динамичного Чацкого холодным. Один из старых друзей, Платон Михайлович, теперь уже женатый и полностью под властью своей жены, со вздохом признается: “Я не тот человек, каким был”.
Чацкий постепенно понимает, что он совершенно не на своём месте в этом мире: “Но предположим, появится молодой человек, которому не нужны ни чины, ни должности, который предпочитает учиться, общаться с людьми, давно умершими, чтобы узнать лучшее из того, что уже было сказано и придумано, или, более того, побуждаемый порывами сердца к созданию непреходящего искусства. Они поднимают крик и вопль: Помогите! Огонь! Он мечтатель, мечты опасны! Мундиры – вот чем они восхищаются!”
Отчасти это связано с поколением – “Молодость! Ничто их не вправляет!” жалуется Фамусов, – но представители поколения Чацкого, такие как Молчалин, Скалозуб и Платонов, купились на систему и стали её частью. Неудивительно, что, когда бал разгорается, пускается (и легко распространяется) слух, что Чацкий действительно сошёл с ума и является сумасшедшим.
Софи в конце концов образумливает Молчалина – но будет ли это иметь значение? Чацкий, в свою очередь, понимает, что здесь ему нет места, да и не нужно оно ему, и в конце концов готов покинуть это общество раз и навсегда.
- «Горе от ума» с молодыми актёрами в представили в театре им. Моссовета
- В рамках проекта «Театральная провинция» во Владимире показали спектакль «Современника» «Горе от ума»
- Программа Волковского театрального фестиваля открылась спектаклем Малого театра «Горе от ума»
- Русское горе от ума
- «Джекил и Хайд» Стивенсона, краткое содержание
- «Франкенштейн», краткое содержание
- «Трудно быть богом», очень краткое содержание
- «Старик и море» Хэмингуэя, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?