Интарсия читать ~8 мин.
Бывая в музеях, на выставках, в художественных салонах, вы, очевидно, обращали внимание на сюжетно-декоративные композиции из разноцветной древесины. Это своеобразная мозаика или аппликация из однослойной цветной фанеры — интарсия.
Для интарсии большое значение имеет не только цвет, но и текстура древесины, которая по-разному обнаруживается в породах деревьев. Обычно в интарсии применяют не более трех-четырех цветов, присущих древесине. Если какого-то цвета не хватает, тогда можно затонировать фанеру анилиновыми, а еще лучше естественными красителями (корой дуба, крушины, луковичных растений).
Для работы в технике интарсии надо иметь набор инструментов и оборудования. Самый нужный инструмент — нож. Можно пользоваться хирургическим скальпелем или опасной бритвой.
Если же надо прорезать сразу две фанеры, тогда пользуются ножом с длинной ручкой, которой опираются на плечо. Для притирки и приглаживания набранной композиции к основанию используют притирочный молоток. Для зажима набранного рисунка нужны: пресс, или брусковые рамы и деревянные клинья разной толщины. Клей заваривают в клееварке или обычной консервной банке, которую помещают в другую посуду (кастрюлю), но так, чтобы она не касалась дна. Чтобы покрыть основу столярным клеем, надо иметь твердую широкую щетку. Основу из многослойной фанеры или доски обрабатывают цинубелем (столярным инструментом подобным рубанку). Если набор планируют клеить на деревоплиту, то обработка поверхности цинубелем не нужна.
Для занятия интарсией нужна еще проклееная бумажная лента. Ее можно изготовить самому. Для этого лист бумаги для принтера смазывают с одной стороны не очень густым раствором столярного клея. Затем, когда лента высохнет, ее разрезают на полоски шириной 15-20 мм. Во время работы ленту смачивают теплой водой и склеивают отдельные кусочки подогнанной фанеры между собой.
Задумав какую-то определенную композицию, нужно обязательно подобрать ее цветовую и тоновую гаммы, помня, что избыток цветов и тонов может только обеднить художественную выразительность древесины. Поэтому обычно ограничиваются тремя-четырьмя цветами и двумя-тремя тонами цвета. Выполняя рисунок для интарсии, надо избегать мелких деталей, пытаясь добиваться как можно более обобщенной формы.
Эскиз выполняют в зеркальном отражении относительно задуманной композиции и по зеркальному отражению производят набор интарсии.
Процедура набора интарсии происходит следующим образом: по контуру рисунка вырезают кусочки фанеры нужного тона и склеивают их между собой проклеенной лентой, после чего готовый набор накладывают на основание. Сначала на фон с помощью копировальной бумаги наносят рисунок; вырезают большие плоскости и на их место подгоняют вставки из фанеры нужного цвета. Качественно можно подогнать деталь, подложив под основание с вырезом нужный кусок фанеры. А чтобы она не сдвинулась, ее приклеивают с обратной стороны клейкой бумагой к основанию, потом ножом тщательно обрезают по контуру. Если приходится одновременно подгонять несколько деталей, особенно внимательно это надо делать на стыках, причем порядок подгонки деталей продумать так, чтобы не было больше двух стыковых сторон. Вырезав нужную деталь, ее устанавливают на подготовленное место и на обороте приклеивают клейкой бумагой, протерев клейкую сторону влажным кусочком ткани, ваты или поролона. Устанавливают сначала большие плоскости, затем меньшие.
Очень трудно вырезать деталь по контуру, чтобы она не покололась или не выкрошилась. Этого можно избежать: наклеить с одной стороны бумагу так, чтобы закрыть всю плоскость, намеченную для вставки.
Новичков следует предостеречь от различных поворотов одного и того же куска фанеры. После полировки фанера может изменить тон, казаться то светлее, то темнее, поэтому лучше слои древесины выкладывать в одном направлении. Это, кстати, облегчит обработку и зачистку готовой работы, приклеенной на основу.
Мелкие детали лучше сначала обойти и наклеивать работу без них. Затем, когда работа подсохнет (3-4 часа), тщательно обрезать деталь, прикрыть бумагой и легко провести горячим утюгом, и клей разогреется и станет мягким. Тогда вырезанную часть легко выбрать шилом или ножом, а на место углубления вставить нужный кусок.
Закончив набор интарсии, подготавливают основу. Основой для интарсии может быть клееная фанера, деревоплита или обычная доска. Лучшие результаты получают на деревоплите и на многослойной фанере. Наклеивают набранную интарсию в основном столярным клеем. Он позволяет делать исправления, что невозможно при склеивании другими клеями. Можно использовать и клей ПВА, но в таком случае исправления следует делать не позднее, чем через 1-1,5 часа после зажима в прессе или брусчатых рамах.
Набор наклеивают на основу так: широкой щетинной кистью намазывают основу, а затем набор теплым столярным клеем; забирая воду из клея, набор будет разбухать и скручиваться. Поэтому его берут за поперечные стороны, кладут на середину основы и раскатывают до краев. Затем быстро и энергично прижимают и приглаживают влажной, но не мокрой тканью, чтобы предотвратить скручивание. Далее притирают специальным молотком, пока набор не приклеится по всей плоскости, накладывают сверху картон или газету и зажимают в прессе или брусковой раме. Интарсию оставляют в прессе минимум на 4-6 часов при поклейке столярным клеем, или 1-1,5 часа при поклейке ПВА.
Приклейка интарсии притирочным молотком и движения при полировании
Вынув работу и освободив ее от бумаги, проверяют, как интарсия приклеилась к основанию. Возможны такие дефекты, как воздушные пузырьки, перекрытия стыковых мест фанерой. Их можно обнаружить на слух, постукивая пальцем по поверхности (глухой звук свидетельствует о наличии пузырьков и неприклеенных мест).
Дефекты можно исправить: горячим утюгом водят по тем местам, которые имеют недостатки; клей разогревается, и притиральным молотком натирают эти места до тех пор, пока фанера не приклеится. Бывает так, что надо под фанеру дополнительно ввести немного клея. Для этого делают прорезь, нагревают место утюгом и поднимают фанеру кончиком ножа. В щель вводят полоску прочной бумаги, намазанную с одной стороны клеем; потирают в разные стороны, чтобы как можно больше смазать внутреннюю поверхность; при необходимости эту процедуру несколько раз повторяют.
Перекрытие одной фанеры другой исправляют так: отрезают кончиком ножа лишнюю полоску фанеры, подогревают это место утюгом, поднимает кончиком ножа стыковые места и отрезают кусок. Чтобы разогретый клей не пристал к утюгу, места, которые нужно подогреть, прикрывают листом бумаги. Зачищенную от бумаги поверхность изделия выравнивают и шлифуют циклей, стеклом и наждачной бумагой со средним и мелким зерном. Выравнивать поверхность лучше черенком или дощечкой, обверченной наждачной бумагой.
Лакирование интарсии
Для лакирования используют в основном прозрачные и нитроцеллюлозные лаки, которые быстро высыхают (2-2,5 часа).
Перед тем, как лакировать работу, нужно взять кусочек сукна и очистить ее от пыли. Лак наносят на поверхность интарсии тампоном, кистью или пульверизатором. После высыхания (4-6 ч) набухшие и поднятые ворсины снимают мелкой наждачной бумагой, протирая ею по всей поверхности изделия. После зачистки ворсинок наждачной бумагой, поверхность снова протирают мягкой тканью и наносят новый слой лака. Эту процедуру повторяют 3-4 раза, нанося каждый новый слой только после полного высыхания предыдущего (4-6 ч). Нанося новый слой лака, нельзя покрывать дважды одни и те же места, чтобы не снять слой, нанесенный ранее.
Отдельные работы по интарсии значительно выигрывают на обычной матовой поверхности без лака и без полировки. Для выявления красоты текстуры древесины пользуются раствором пчелиного воска в скипидаре. Изделия, покрытые таким раствором, имеют приятную поверхность с ярким выявлением текстуры природного материала (к 100 г подогретого скипидара добавляют 2-3 г мелко нарезанного воска и растворяют). Скипидар испаряется, и в древесине остается воск. Натирая поверхность изделия суконкой, получим равномерную сочную матовую поверхность.
Полировка работы в технике интарсия
Отдельные работы в технике интарсии будут выглядеть лучше, если обработку завершить полировкой. Полированное дерево ярче проявляет свою текстуру. Лучше всего пользоваться спиртовой политурой. По сравнению с нитроцеллюлозными лаками политура боится влаги, следовательно, ею можно полировать только высушенные изделия и после полировки хранить в сухом помещении.
Процесс полировки в сравнении с лакировкой значительно сложнее. Он заключается в том, чтобы с помощью тампона или пульверизатора на поверхность плоскости изделия нанести несколько тонких слоев политуры, и достичь при этом гладкой зеркальной поверхности.
Тампон изготавливают из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Его обертывают чистым полотном и пропитывают политурой. После того как высохнет первый слой (4-6 часов), поверхность зашлифовуют мелкозернистой наждачной бумагой, счищая набухшие и поднятые волокна древесины. Второй и последующие разы на увлажненный тампон капают 2-3 капли льняного, конопляного, оливкового или обычного подсолнечного масла, для того, чтобы тампон лучше скользил по поверхности. На поверхности изделия сразу же образуется тонкий, быстро исчезающий мазок политуры. Если мазок долго не сохнет и появляются мелкие пузырьки, это свидетельствует о том, что политуры в тампоне больше, чем надо. Тогда несколько капель политуры надо выжать, капнуть две-три капли масла и начать полировку снова. Если же мазка нет совсем — политуры не хватает.
Полировать лучше, зажав работу в тиски в горизонтальном положении. Сначала изделие грунтуют 16%-ной политурой. При грунтовке на поверхности поднимаются ворсинки древесины, которые после высыхания надо счистить шлифовальной шкуркой. Первую полировку проводят 8% политурой после высыхания грунтовки и зачистки ворсинок, а вторую — 5% политурой.
Следует оговориться, что между отдельными этапами полировки надо делать перерыв на несколько суток, первый раз полируют через сутки после грунтовки, второй — через трое суток после первого, а третий раз — через 10-20 дней после второго.
Заканчивают работу по полировке так: тампоном, увлажненным спиртом, энергично протирают круговыми движениями поверхность изделия, которая становится зеркально гладкой и чистой.