Готическое витражное искусство:
свет и цвет в соборах читать ~15 мин.
Готическое витражное искусство – выдающееся достижение средневековой культуры, достигшее своего расцвета между XII и XVI веками. Соборы этого периода превратились в настоящие храмы света, где многоцветные стеклянные окна создавали мистическую атмосферу молитвы и созерцания.
Техника изготовления витражей, описанная монахом Теофилом в начале XII века, практически не изменилась на протяжении столетий. Французские мастера достигли особых высот в этом искусстве, создав знаменитые ансамбли в Шартрском соборе, Нотр-Дам де Пари и базилике Сен-Дени.

Символика света играла центральную роль в готической теологии — цветные лучи, проникающие через стеклянные панели, воспринимались как воплощение божественного присутствия. Технические инновации эпохи, включая аркбутаны и стрельчатые арки, позволили значительно увеличить размеры оконных проёмов, превратив стены соборов в сплошные световые поверхности.
2 Техника изготовления и материалы
3 Символика света и цвета в готической теологии
4 Архитектурные инновации и их влияние на витражное искусство
5 Шартрский собор как вершина готического витража
6 Региональные особенности готического витража
7 Готическое возрождение и современность
Историческое развитие готического витража
Истоки готического витражного искусства восходят к середине XII века, когда аббат Сугерий начал перестройку базилики Сен-Дени. Его видение храма как «образа небес» радикально изменило подход к освещению церковного пространства. Сугерий стремился создать «настоящий храм света», где многочисленные часовни апсиды украшались огромными цветными окнами.
Переход от романского к готическому стилю характеризовался кардинальными изменениями в архитектурных принципах. Толстые стены и небольшие окна романских церквей уступили место высоким стенам с огромными оконными проёмами. Готические строители стремились материализовать соответствие между божественным и светом через выдолбленные стены и цветные окна.
Первые готические витражи базилики Сен-Дени, установленные до 1144 года, иллюстрировали связи между сценами Ветхого и Нового Заветов через фигуру Христа. Эти повествовательные окна освещали жизнь Моисея, аллегории из посланий святого Павла и изображали Древо Иессеево. Окна использовали серию медальонов для рассказа историй, что стало важным нововведением в витражном искусстве.
Распространение готической традиции
Французская школа витража быстро распространилась по всей Европе. В Англии готический стиль в витражах появился в конце XII века, несколько позже, чем во Франции. Английские готические окна развивались параллельно с архитектурными стилями: от раннеанглийского готического через декорированный стиль к перпендикулярной готике.
Характерными особенностями ранних английских витражей были глубокие насыщенные цвета, особенно глубокие синие и рубиново-красные оттенки. Стекло часто имело полосатую и неровную окраску, что добавляло ему привлекательности. Композиции отличались мозаичным качеством, состоя из множества мелких кусочков стекла.
Развитие готического витража происходило на фоне глубоких культурных и религиозных трансформаций средневековой Европы. Церковь была центральным институтом, а создание священных пространств отражало глубокую религиозную преданность эпохи и стремление передать славу Божию через архитектуру.
Техника изготовления и материалы
Производство средневековых витражей требовало высокого мастерства и знания сложных технологических процессов. Основные принципы изготовления были подробно описаны монахом Теофилом в трактате «De diversis artibus» начала XII века. Его описание средневекового стеклоделия стало широко признанным источником информации о технологии того времени.
Основными ингредиентами для изготовления стекла служили песок (кремнезём) и зола (щёлочь). При нагревании эти компоненты образовывали более или менее однородную вязкую массу, которая превращалась в стекло при охлаждении. С 1000 года стеклоделы в основном использовали древесную золу, что приводило к получению прочного, но не всегда устойчивого к атмосферным воздействиям стекла.
Методы формования листового стекла
Средневековые мастера применяли два основных метода производства листового стекла. При методе широкого листа или муфты мастер брал пузырь ещё податливого стекла на выдувную трубку и формировал его в цилиндр. Затем цилиндр разрезался вдоль длины, снова нагревался и расплющивался в лист.
Альтернативным способом изготовления листового стекла был коронный метод. Стеклодув формировал диск стекла, который затем расплющивался и растягивался до получения плоского листа. Оба метода требовали высокого мастерства и точного контроля температуры.
Для резки стекла в средневековый период применяли нагретое железо к поверхности листа. Нагретый инструмент создавал трещину, которую затем можно было направлять в нужном направлении, позволяя стеклоделу отламывать от листа кусок приблизительно правильной формы и размера.
Окрашивание и роспись стекла
Пять основных цветов использовались для окрашивания стекла: ярко-рубиновый красный из оксида меди, сапфировый синий из оксида кобальта, зелёный из оксида железа, жёлтый из серы или сажи и фиолетовый из оксида марганца. Эти материалы добавлялись к стеклу во время нагревания, но поскольку результат оказывался слишком непрозрачным для пропускания достаточного количества света, часто тонкий слой цветного стекла накладывался поверх более толстой панели прозрачного или белого стекла.
Детали сцен наносились на внутреннюю сторону стекла с помощью смеси стеклянной крошки, оксидов металлов и уксуса или мочи. Краска затем навсегда сплавлялась со стеклом путём помещения кусочков в печь. Этот процесс требовал точного контроля температуры и времени обжига.
Сборка витражных панелей
Процесс сборки витража начинался с создания полноразмерного картона — линейного рисунка окна, нарисованного непосредственно на беленой столешнице. Картон показывал разделение различных цветовых областей на отдельные кусочки стекла.
Затем выбирались листы стекла соответствующих цветов, и из них вырезались кусочки нужной формы. После точной подгонки всех элементов с учётом свинцовых перемычек, которые будут их соединять, на стекло наносились детали росписи везде, где это было необходимо.
Готовые кусочки стекла собирались с помощью желобчатых свинцовых полос, которые в поперечном сечении выглядели как буква H. Мастер начинал с соединения двух длинных полос свинца встык, образуя угол панели. Затем он размещал угловой кусок стекла между этими двумя свинцовыми полосами и вырезал ещё одну полосу свинца достаточной длины, чтобы окружить остальную часть кусочка.
Символика света и цвета в готической теологии
Свет занимал центральное место в готической теологии и эстетике. Аббат Сугерий был вдохновлён возвышенной теологией Дионисия, который описывал Бога как абсолютный свет, а свет — как творческую силу вселенной. Эта концепция радикально изменила подход к церковной архитектуре и оформлению священных пространств.
Готические соборы стремились воплотить описание небесного Иерусалима из Апокалипсиса святого Иоанна. Священный текст описывал город с «блеском драгоценнейшего камня, подобного кристаллическому яспису», где стена была построена из ясписа, а город был из чистого золота, подобного кристаллу. Город не нуждался ни в солнце, ни в луне для освещения, поскольку слава Божия освещала его.
Анагогическое значение витражей
Витражи служили не только декоративным целям, но и выполняли важную анагогическую функцию — возвышение души от материального к духовному. Сугерий писал о том, как красота многоцветных камней отвлекала его от внешних забот, а достойная медитация побуждала к размышлению, перенося материальное в нематериальное.
Самые ранние витражи базилики Сен-Дени иллюстрировали связи между сценами Ветхого и Нового Заветов через Христа как соединяющее звено. Они поощряли размышления и медитацию учёных монахов аббатства. Эта традиция символических соответствий между библейскими эпизодами стала характерной чертой готического витражного искусства.
Трансцендентность достигалась через проникновение света в священное пространство, символизируя благодать Божию, простирающуюся к человечеству. Цветные лучи, льющиеся через витражи, создавали мистическую атмосферу, способствующую молитве и духовному созерцанию.
Образовательная роль витражей
Витражи выполняли критически важную образовательную функцию в эпоху, когда большинство населения было неграмотным. Окна служили своеобразной «Библией для бедных», рассказывая библейские истории и жития святых через яркие визуальные образы.
Эти освещённые визуальные проповеди библейских историй могли оказывать даже большее воздействие, чем устное слово священника. Витражи превращали церковные пространства в гигантские иллюстрированные книги, где каждое окно рассказывало определённую историю или передавало конкретное теологическое послание.
Программы витражей тщательно планировались церковными властями и учёными теологами. Они включали не только библейские сцены, но и жития святых, сцены из жизни торговых гильдий периода, исторические события и аллегорические изображения.
Архитектурные инновации и их влияние на витражное искусство
Развитие готической архитектуры тесно связано с эволюцией витражного искусства. Технические инновации готических строителей позволили радикально изменить подход к освещению церковных пространств и создать условия для развития монументального витражного искусства.
Переход от романского к готическому стилю характеризовался заменой толстых стен цилиндрическими сводами на стройные стены возрастающей высоты. Основными архитектурными нововведениями стали аркбутаны, стрельчатые арки и ребристые своды, которые перераспределяли нагрузку и позволяли создавать более высокие и тонкие стены.
Развитие оконных конструкций
Аркбутаны позволили создавать более высокие стены с большими окнами, обеспечивая больше естественного света в нефе. Эти конструктивные элементы стали ключевым фактором в развитии готического витража, поскольку они освободили стены от несущей функции и превратили их в световые поверхности.
Стрельчатые арки стали ещё одним важным нововведением, обеспечивающим большую структурную стабильность при меньшем весе. Они позволили создавать более высокие и широкие оконные проёмы, что стало предпосылкой для развития монументальных витражных композиций.
В период рейоннанского стиля окна стали ещё больше, многочисленнее и более декоративными. Промежуточные уровни стен, такие как трифорий, также получили окна. На высоком уровне клерестория появились ряды ланцетных окон, часто увенчанных трёх- или четырёхчастными окнами и миниатюрными розами, называемыми окулюсами.
Эволюция переплётов
Фундаментальные изменения произошли в переплётах — орнаментальных конструкциях внутри окон. Ранние готические окна часто использовали плиточные переплёты, где оконные проёмы выглядели так, как будто они были пробиты в плоской каменной плите. Это было заменено более изящными стержневыми переплётами, в которых каменные ребра, разделяющие стеклянные панели, изготавливались из узких резных профилей с закруглёнными внутренними и внешними поверхностями.
Сложные конструкции спиц розовых окон, расходящихся наружу, дали название рейоннанскому стилю. Стержневые переплёты, вероятно, впервые появились в окнах клерестория Реймского собора и быстро распространились по всей Европе.
Использование каменных импостов для разделения кусочков стекла и поддержки этих стеклянных элементов свинцовыми рёбрами сделало окна прочнее и больше, способными противостоять сильным ветрам. Рейоннанские розовые окна достигали диаметра десяти метров.
Шартрский собор как вершина готического витража
Витражи Шартрского собора считаются одним из наиболее сохранившихся и полных комплексов средневекового витражного искусства. Они покрывают общую площадь 2600 квадратных метров и состоят из 167 окон, иллюстрирующих библейские сцены, жития святых и сцены из жизни торговых гильдий периода.
Собор содержит витражи различных эпох. Некоторые окна сохранились от более раннего Шартрского собора, такие как три ланцета на западном фасаде (1145-1155), современные тем, что были созданы для аббата Сугерия в базилике Сен-Дени. Знаменитый ланцет к югу от хора, известный как «Нотр-Дам де ла Бель Верьер», прославился своим шартрским синим цветом (1180).
Золотой век шартрских витражей
Большинство окон было создано между 1205 и 1240 годами для нынешней церкви. Этот период охватывал четвёртый крестовый поход, принёсший большое количество важных реликвий в Шартр, и альбигойские войны, а также правления Филиппа II Августа (1180-1223) и Людовика VIII (1223-1226).
Освящение собора окончательно произошло в 1260 году при Людовике IX (1226-1270). Некоторые окна были созданы позже, например, в часовне Вандом (1400-1425) и некоторые в трансептах (XX век), в то время как некоторые повреждённые витражи XIII века реставрировались с XV века.
Шартрские витражи особенно знамениты своими цветами, особенно кобальтово-синим. Этот особый оттенок, известный как «шартрский синий», стал эталоном средневекового витражного искусства и до сих пор восхищает исследователей и посетителей собора.
Сохранение и защита
Разрушение Реймского собора и его витражей в 1914 году вызвало шок по всей Франции и привело к тому, что все окна Шартра были сняты и сохранены на протяжении обеих мировых войн. Консервация и удаление загрязнений ведутся с 1972 года.
Франция до сих пор обладает самой большой поверхностью средневековых витражей в Европе. Большая часть оригинального стекла была уничтожена в столетия после средневековья, и многое из современного стекла является восстановленным или более современной заменой.
Предварительные исследования проводились Лабораторией исследований исторических памятников. Современные методы консервации включают химическую и лазерную очистку коррозионных наростов на историческом витражном стекле. Сравнительные исследования показывают эффективность различных подходов к очистке поверхностных продуктов растворения с образцов стекла калийно-известково-кремнезёмного состава.
Региональные особенности готического витража
Готическое витражное искусство развивалось по-разному в различных регионах Европы, отражая местные художественные традиции, технические возможности и культурные предпочтения. Французская школа стала основным источником инноваций и образцом для подражания во всей Европе.
Французские готические витражи были особенно важной чертой французской готической архитектуры, появившейся между XII и XVI веками. Хотя витражи использовались во французских церквях ещё в романский период, готические окна были значительно больше, в конечном итоге заполняя целые стены.
Особенности французской школы
Функция французских готических витражей состояла в том, чтобы наполнить интерьер мистическим цветным светом, представляющим Святого Духа, а также иллюстрировать библейские истории для большинства прихожан, которые не умели читать. Розовое окно стало особенно важным элементом крупных французских соборов, начиная с Нотр-Дам де Пари.
На протяжении готического периода окна становились все больше и больше, пропуская больше света через гризайльное стекло, а детали росписи становились более тонкими, постепенно напоминая картины. Ранние готические окна часто представляли собой ансамбли очень мелких кусочков стекла, часто разной толщины, которые можно было видеть только издалека.
Тени и мрак ранних готических соборов с их маленькими окнами и глубокими насыщенными цветами, такими как шартрский синий, сменились ярко освещённым пространством с полным спектром цветного света. Промежуточные уровни стен получили окна, а на высоком уровне клерестория появились ряды ланцетных окон.
Английская готическая традиция
Английские готические витражи следовали примерно той же эволюции стилей, что и английская архитектура. Они пришли на смену окнам в норманском или романском стиле, начиная с конца XII века, несколько позже, чем во Франции.
В XIII веке появился декорированный стиль, который делился на два периода: более поздний был более богато украшенным криволинейным. Следующим и последним периодом была перпендикулярная готика, которая продлилась до XVI века, дольше, чем в континентальной Европе.
Основными характеристиками ранних английских витражей были глубокие насыщенные цвета, особенно глубокие синие и рубиново-красные, часто с полосатой и неровной окраской. Их мозаичное качество проявлялось в сборке из мелких кусочков, важности железных конструкций, которые становились частью дизайна, и простом и смелом стиле росписи лиц.
Большая часть оригинального стекла была уничтожена во время английской Реформации и заменена современными работами. Однако примеры оригинального стекла находятся в Кентерберийском соборе, соборе Уэллса, Йоркском минстере и Вестминстерском аббатстве.
Готическое возрождение и современность
В начале XIX века витражное искусство фактически было мёртвым искусством, вышедшим из моды более чем за два столетия до этого. Однако его судьба вскоре должна была измениться. Многие викторианские дизайнеры испытывали беспокойство по поводу «вульгарных эффектов» массового производства и начали искать в истории различные способы творчества.
Средневековые витражи хорошо подходили для этого ностальгического проекта. Их методы были заново изучены и пропагандированы готическими возрожденцами (поклонниками средневековой готической архитектуры) и другими, включая ведущего дизайнера движения искусств и ремёсел Уильяма Морриса.
Готическое возрождение в Англии
В викторианской Англии общество было доминировано индустриализацией. Страна претерпела два сейсмических изменения в этот период: быструю замену ремесленного производства массовым производством и обезлюдение сельской местности, поскольку люди стекались в города для работы на новых фабриках.
Многие реформаторы, писатели, художники и дизайнеры начали публично ставить под сомнение влияние такой формы «прогресса» и искать альтернативы. Этот интерес к развитию иного социального и эстетического шаблона имел корни в XVIII веке.
Готическое возрождение применялось главным образом в области архитектуры, дизайна интерьеров и живописи и в основном базировалось на формах и узорах, использовавшихся в позднесредневековый период (около 1250-1500). Художники сочетали серьёзное изучение исторических примеров с более фантастическим видением средневекового рыцарства и романтики.
Развитие современного витража
В XX веке эта новая трактовка традиции развилась в более абстрактные работы, которые были гораздо более очевидно современными и намного менее похожими на окна, которые первоначально вдохновляли викторианцев. Современные мастера витража продолжают использовать традиционные техники, но применяют их для создания совершенно новых художественных выражений.
Современная консервация исторических витражей использует передовые научные методы. Химическая и лазерная очистка применяются для удаления поверхностных коррозионных наростов с исторических образцов стекла. Рамановская спектроскопия и растровая электронная микроскопия используются для характеристики изменений, происходящих на поверхности образцов в процессе очистки.
Сравнительные исследования очистки проводятся на образцах витража, предоставленных мастерской по реставрации стекла «Мезон Лорен» из Шартра. Результаты демонстрируют, что оба подхода к очистке способны устранить внешний тёмный слой поверхности, связанный с соединениями углерода, а также внешнюю часть белого слоя, образованного кристаллизацией солей.
Современное витражное искусство продолжает развиваться, сочетая уважение к историческим традициям с инновационными подходами к дизайну и технологии. Мастера XXI века создают произведения, которые продолжают традиции готического витража, но выражают современные художественные концепции и технические возможности.
Готические витражи – уникальное слияние технического мастерства, художественного видения и духовных устремлений средневековой Европы. От скромных начинаний в базилике Сен-Дени под руководством аббата Сугерия до грандиозных ансамблей Шартрского собора витражи прошли путь от декоративных элементов до центральных компонентов готической архитектуры и теологии.
Техническое развитие витражного искусства, описанное Теофилом и усовершенствованное поколениями мастеров, создало основу для художественных достижений, которые продолжают восхищать современных зрителей. Символическое использование света и цвета в готических соборах трансформировало церковные пространства в земные воплощения небесного Иерусалима.
Образовательная функция витражей сделала их незаменимыми инструментами религиозного обучения в эпоху массовой неграмотности. Эти «каменные книги» передавали сложные теологические концепции через доступные визуальные образы, объединяя искусство с практическими потребностями средневекового общества.
- Фантазии из стекла 2014
- Выставка творчества талантливой художницы Любови Савельевой в Воронеже
- Выставка произведений художников-керамистов «Рождение новой формы – VI»
- «Наследие императоров»
- Выставка «Произведения Императорского стеклянного завода XIX - начала XX века из собрания Исторического музея»