Тайны монастырских скрипториев:
создание рукописей читать ~12 мин.
Средневековые монастырские скриптории представляли собой сложные производственные центры, где монахи создавали рукописные книги на протяжении более тысячи лет. Эти мастерские стали основой западной литературной культуры, сохранив и передав потомкам античное наследие и христианские тексты.
Скриптории функционировали как высокоорганизованные производства с чётким разделением труда, специализированными технологиями изготовления пергамента и чернил, а также уникальными методами копирования и украшения манускриптов.
2 Организация труда и разделение обязанностей
3 Материалы и технологии производства
4 Архитектурные особенности скрипториев
5 Процесс создания рукописи
6 Региональные центры и особенности
7 Упадок монастырских скрипториев
8 Наследие монастырских скрипториев
История возникновения и развития скрипториев
Первые европейские скриптории появились в VI — VII веках в Южной Италии, Франции, Ирландии и Испании. Возникновение монашеских институтов в начале VI века определило европейскую литературную культуру и селективно сохранило литературную историю Запада. Монахи копировали латинскую Вульгату Иеронима и комментарии ранних отцов церкви для миссионерских целей и использования внутри монастыря.

Термин «скрипторий» происходит от латинского слова «scriptor», означающего писца или переписчика. Под скрипторием понималась не столько отдельная комната в пределах монастыря, сколько сам процесс изготовления рукописей. До VIII века работа велась переписчиками на коленях, затем, судя по иконографическим данным, за столами.
Эпоха Карла Великого стала периодом расцвета скрипториев. Наибольшей славой пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина, аббатом которого был Алкуин. Этот период ознаменовался стандартизацией каролингского минускула и активным копированием как религиозных, так и светских текстов.
До XIII века книги переписывались исключительно монахами. Некоторые из них работали даже «на сторону», извлекая определённую выгоду. Переписывание рукописей до сих пор представляется наиболее типичной повседневной работой монахов, хотя их деятельность не ограничивалась только этим родом занятий.
Организация труда и разделение обязанностей
Скриптории чаще всего имели разделение труда с тесным сотрудничеством между монахами, которые готовили пергамент, размечали линии для письменного пространства, копировали текст и рисовали декоративные инициалы, границы и миниатюры. В процессе копирования существовало чёткое разделение труда между монахами, которые готовили пергамент для копирования путём сглаживания и мелования поверхности, теми, кто размечал пергамент и копировал текст, и теми, кто иллюминировал текст.
Иллюминаторы рукописей работали в сотрудничестве с писцами в сложных вариантах взаимодействия, которые исключают простое понимание монастырского производства рукописей. Иногда один монах занимался всеми этими этапами подготовки рукописи. Продукция монастырей обеспечивала ценное средство обмена.
В день монах переписывал три, пять, шесть листов формата «in quarto». Работа в скрипториях считалась богоугодным и почётным делом. С точки зрения Петра Достопочтенного, переписывание являлось самой полезной работой, так как оно позволяло отшельнику “взращивать плоды духа и замешивать тесто для небесного хлеба души”.
Не все монахи умели писать, и не все обладали разборчивым почерком и хорошим зрением для многочасовой работы. Однако искусство письма было гораздо больше распространено в среде монашества, нежели в миру. Писать умели даже монахини, поскольку говорили: монашкой суждено ей стать, коль славно может петь, читать.
Специализация и профессиональные роли
Над книгой работали писцы, переводчики, переплётчики, редакторы, художники, мастера по выделке пергамена, ювелиры. Монахам помогали и миряне. С XIII века переписыванием книг начинают заниматься также миряне и клирики.
Каждый тип почерка, используемый в скриптории, мог быть уникальным для конкретного монастыря и затем практиковаться в домах, основанных этим монастырём. Каждая буква и каждое сокращение слова состояли из преднамеренной последовательности штрихов — «дуктуса» этой буквы или сокращения. Форма, направление и порядок штрихов определялись выбранным стилем письма.
Материалы и технологии производства
Изготовление пергамента
Большинство средневековых рукописей писались на специально обработанных шкурах животных, называемых пергаментом или веленом, которые считались более прочными и слегка упругими. Шкуры сначала вымачивались в известковом растворе для ослабления меха. После удаления меха кожа растягивалась, скреблась и снова растягивалась во влажном состоянии.
По мере высыхания кожи мастер регулировал натяжение так, чтобы кожа оставалась натянутой. Этот цикл скребления и растягивания повторялся в течение нескольких дней до достижения желаемой толщины. Согласно Теофилу, изготовление пергамента включало следующие этапы: сырые шкуры тщательно промывались водой, затем вымачивались несколько дней.
Шкуры помещались в смесь гашёной извести и воды на восемь дней (шестнадцать дней зимой). После удаления волос шкуры снова вымачивались в смеси гашёной извести и воды такое же время. Затем следовала ещё одна промывка и двухдневное вымачивание в воде. После этого кожа прикреплялась к сушильной раме и равномерно растягивалась по краям.
Производство чернил и письменных принадлежностей
Создание повседневных предметов в Средние века часто требовало много времени и усилий. Если нужны были чернила, например, и приходилось делать их самостоятельно, могло пройти несколько недель, прежде чем можно было окунуть перо в чернильницу. Известно несколько способов изготовления чернил в Средние века, поскольку сохранились инструкции по их изготовлению.
Рецепт Теофила Пресвитера из начала XII века предписывал срезать древесину боярышника в апреле или мае до появления цветов или листьев, собрать её в небольшие пучки и оставить в тени на две, три или четыре недели до полного высыхания. Затем деревянными молотками эти шипы толкли на твёрдом куске дерева, пока полностью не сдирали кору, которую немедленно помещали в бочку с водой.
После заполнения двух, трёх, четырёх или пяти бочек корой и водой их оставляли стоять восемь дней, пока вода не вытянет весь сок из коры. Затем эту воду помещали в очень чистый горшок или котёл, ставили на огонь и нагревали. Время от времени в горшок добавляли немного коры, чтобы выварить оставшийся в ней сок.
Существовало два разных типа чернил. В скриптории чернила хранились в чернильных рожках. Сохранилось достаточно много средневековых рецептов изготовления чернил. Писец не мог писать без горшочка чернил. Контейнер был портативным, предположительно с завинчивающейся крышкой, и прикреплялся шнуром к продолговатому пеналу.
Подготовка материалов для письма
Не все средневековые рукописи писались на пергаменте. Средние века сохранили долгое наследие производства папируса. Слово «папирус» относится к толстому типу бумаги, изготовленной из сердцевины растения папируса. До VII или VIII века этот хрупкий египетский тростник делал недорогой материал подходящим для письменных свитков, но не был достаточным для текстов, переплетённых в книги.
Страницы папируса имели тенденцию отламываться при многократном переворачивании, а складки не были достаточно прочными, чтобы выдержать постоянное давление швейных нитей на корешке. Недолговечный папирус обычно изготавливался в форме свитка.
Архитектурные особенности скрипториев
Из-за широкомасштабного разрушения монастырских зданий во время роспуска монастырей трудно с уверенностью сказать, как выглядел типичный скрипторий. Однако сохранившиеся помещения, некогда использовавшиеся для письма, дают некоторые подсказки, как и фрагментарные современные свидетельства, такие как архитектурные планы.
Исследование Вальтера Хорна и Эрнеста Борна сохранившегося плана монастыря Санкт-Галлен даёт представление об оптимальной планировке скриптория. Семь столов для писцов расположены вдоль северной и восточной стен; семь окон, расположенных между этими столами, обеспечивают писцам достаточное освещение. В центре комнаты находится большой прямоугольный предмет мебели размером два на три метра.
Логично интерпретировать это как стол со стеллажами под ним для хранения книг в процессе копирования. Вдоль западной и южной стен комнаты находятся пристенные скамьи, которые обеспечивали места для надзирателей и место отдыха для писцов. Письменные столы имели размер один метр на один метр. Таким образом, семь монахов могли одновременно работать за удобными столами в идеальных световых условиях.
Самой важной частью скриптория была способность пропускать свет. Потрясающе сложные и мелкие формы букв, а также точность иллюминации многих рукописей показывают, насколько важно было для писцов работать в хорошо освещённых условиях. Скрипторий в Санкт-Галлене был идеально расположен лицом на восток, чтобы максимально использовать утренний свет.
В некоторых религиозных домах, таких как бывшее аббатство Святого Петра в Глостере — ныне Глостерский собор — производство рукописей велось в пределах клуатров. Каждый монах сидел в каррели — нише, содержащей стол, за которым он мог работать. Можно определённо указать на обширную коллекцию рукописей из аббатства как свидетельство согласованной программы писцовой деятельности, но нет никаких доказательств отдельной, специально построенной комнаты для письма.
Процесс создания рукописи
Подготовительные этапы
Этапы изготовления средневековой рукописи состояли из изготовления пергамента, письма и переплёта. Листы вырезались из пергамента, при этом для каждой тетради листов могло потребоваться более одной шкуры. Если изготавливалась роскошная Библия, могли потребоваться тысячи листов.
Листы складывались в bifolia (латинское обозначение двух листов или страниц). Листы прокалывались как направляющие для разметки, используя нож или другое металлическое острие. Листы размечались сухим остриём (используя заострённый стилус) или свинцовым остриём. Разметка определяла положение, количество и интервалы строк текста на folio (странице или листе).
Если заказчик чувствовал себя щедрым, оставлялись красивые большие поля и много места между строчками. Bifolia собирались в тетрадь или квире. Довольно часто квиры состояли из четырёх bifolia (называемых кватернионами), что давало восемь фолио. Книги состояли из множественных квиров, сложенных и сшитых вместе.
Техника письма и материалы
Перо могло быть гусиным пером и могло быть получено с берега озера в конце лета, когда гуси линяют. Крыло, из которого бралось перо, имело значение: правое крыло давало перья, которые изгибались к писцу. Острие пера срезалось под углом, создавая характерную клиновидную форму, которая придавала различную толщину восходящим и нисходящим штрихам.
Готовилось перо, которое могло быть гусиным пером и могло быть получено с берега озера в конце лета, когда они линяют. Перо из правого крыла птицы лучше подходило для правшей, поскольку естественно изгибалось в сторону руки писца. Перо затачивалось специальным ножом — перочинным ножом — который создавал расщеплённое острие, позволявшее контролировать поток чернил.
Большинство обученных каллиграфов использовали либо гуашь, либо палочковые чернила. Оба являются пигментными с связующими веществами. Вода, добавляемая к ним, служила только для транспортировки пигмента туда, где он нужен. После испарения воды связующее вещество связывало пигменты вместе и связывало их с основой, в данном случае с пергаментом. Это обеспечивало архивное качество.
Региональные центры и особенности
Среди наиболее известных монастырей с развитыми скрипториями были монастыри-близнецы Уирмут и Джарроу в северо-восточной Англии (дом Достопочтенного Беды), Святого Мартина Турского во Франции, Санто-Доминго де Силос в северной Испании и Монте-Кассино в южной Италии. Стили переплётов варьировались так же сильно, как стили письма и украшения, каждый зависел от географического положения и периода производства.
В ранние Средние века тип почерка, используемый в скриптории, мог быть уникальным для конкретного монастыря и затем практиковаться в домах, основанных монастырём. Некоторые почерки определённо были курсивными или беглыми с штрихами, соединяющими буквы в переплетающиеся узоры.
Сравнения характерных региональных, периодических, а также контекстуальных стилей почерка действительно выявляют социальные и культурные связи между ними, поскольку новые почерки развивались и распространялись путешествующими людьми, соответственно тем, что эти люди представляли, и примерами рукописей, которые переходили из одного монастыря в другой.
Реформационные движения и их влияние
Монашеские общины Высокого Средневековья, которые искали институциональное обновление, имели в распоряжении ряд стратегий. Одной из наиболее распространённых было возрождение (или создание) скриптория, расширение книжного производства и увеличение репертуара текстов общины для оживления её культурной жизни.
Учёные часто нацеливались на такие моменты текстового производства как путь к пониманию практики и идеологии реформ. Для XI и XII веков исследования часто фокусировались на текстах, скопированных в этот период, в частности на возобновлённой приверженности патристическим текстам, классике монашеской литературы и библейским текстам.
В последние десятилетия учёные также уделяли больше внимания материальным матрицам этих текстов, изучая формат, украшение и компоновку как свидетельство ролей, которые рукописи играли в обновлении монашеской культуры. В материальном плане одними из наиболее характерных артефактов монашеских возрождений между 1000 и 1150 годами были крупноформатные пандекты размером с аналой, часто называемые «гигантскими Библиями».
Упадок монастырских скрипториев
С XIII века скриптории пришли в упадок. Книжным производством начинают заниматься городские ремесленники. В связи с ростом городов и переходом книжного дела в руки ремесленников скриптории потеряли своё значение. К позднему Средневековью светские мастерские рукописей стали обычным явлением, и многие монастыри покупали больше книг, чем производили сами.
Все больше мирских писцов и иллюминаторов извне монастыря также помогали церковным писцам. Монастырские общины, которые производили эти огромные рукописи, часто делали это как часть программ реформ. Эти гигантские Библии служили не только литургическим целям, но и символизировали духовное обновление и культурный престиж монастыря.
Переход от монастырского к светскому производству книг отражал более широкие изменения в средневековом обществе. Рост университетов, увеличение грамотности среди мирян и развитие городской культуры создали новый спрос на книги, который монастырские скриптории больше не могли удовлетворить. Коммерческие мастерские могли работать быстрее и производить книги в больших количествах.
Наследие монастырских скрипториев
Монастырские скриптории оставили неизгладимый след в западной культуре. Они сохранили и передали классическое наследие античности, создав основу для интеллектуального возрождения позднего Средневековья. Техники, разработанные в скрипториях — от изготовления пергамента до каллиграфических стилей — продолжали использоваться столетиями после их упадка.
Продукция монастырей обеспечивала ценное средство обмена и способствовала культурным связям между различными регионами Европы. Рукописи путешествовали между монастырями, распространяя не только тексты, но и художественные стили, технические новшества и интеллектуальные идеи. Этот процесс культурного обмена заложил основы для формирования общеевропейской интеллектуальной традиции.
До появления подвижного шрифта для печати в середине XV века книги, производимые в Западной Европе, планировались, писались, украшались и переплетались вручную. На протяжении большей части Средневековья, начиная с поздней античности, центры книжного производства располагались в монастырских скрипториях, где монахи трудились над производством книг как частью своих ежедневных религиозных обязанностей.
Скриптории функционировали как сложные производственные центры, где сочетались духовная практика и техническое мастерство. Монахи копировали тексты, чем сохраняли и интерпретировали культурное наследие, создавая произведения искусства, которые служили одновременно религиозным, образовательным и эстетическим целям. Их работа требовала не только грамотности, но и глубоких знаний в области изготовления материалов, каллиграфии и художественного оформления.
- Ираклий Квирикадзе: рассказы о жизни для сына и всех нас
- Синтез кино и литературы на книжном салоне в Петербурге
- Олег Котельников. Последам
- «Сложная доброта» Мириам Тоус, краткое содержание
- Готический интерьер и редкие фолианты в «Книжной капелле»
- Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства