Адриан ван Остаде (1610 – 1685). Отец семейства. 1648. Офорт читать ~3 мин.
с 19 Января
по 19 ФевраляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
В книге «Старые мастера» известный писатель и художник XIX века Эжен Фромантен, определяя характер голландского искусства, писал: «Нельзя не заметить, что в голландских мастерских царили лишь один стиль и один метод. Цель одна – подражать тому, что есть, заставить полюбить то, чему подражаешь, ясно выражать простые, живые и правдивые чувства. Стиль, таким образом, приобретает простой и ясный принцип. Законом ему служит искренность, долгом – правдивость. Его первое условие – доступность, естественность, выразительность. Это вытекает из сочетания таких моральных качеств, как непосредственность, настойчивость, терпение и прямолинейность. Можно подумать, что домашние добродетели перенесены из частной жизни в искусство и одинаково помогают и хорошо вести себя и хорошо писать. … Но так же, как в обычной жизни есть движущие силы, её возвышающие, так и в этом искусстве, считающемся столь привязанным к практической стороне жизни, в этих художниках… чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реальному. Все это придаёт их произведениям ценность, какой изображённые на них вещи сами по себе как будто и не имеют».
Этот подход характерен для крупнейших голландских мастеров, среди которых Адриану ван Остаде принадлежит одно из первых мест. Адриан был сыном ткача из деревушки Остаде, Яна Хендрикса ван Эйндховена. Большую часть своей жизни художник провёл в Харлеме. В 1627 году он поступил в мастерскую известного художника Франса Халса, где учился вместе с одним из талантливейших фламандских художников-жанристов – Адрианом Браувером. Вероятно, именно знакомство с Браувером сыграло решающую роль в выборе направления творчества будущего художника: Остаде провёл свою жизнь в описании обычной жизни крестьян, изображая сцены в деревенских домах, тавернах, ярмарках. В его работах первых лет преобладает гротеск и несколько условная характеристика реального окружения. Однако, под влиянием произведений своего великого современника Рембрандта, образы Остаде становятся человечнее и правдивее, более развёрнуто трактуется их окружение, большое значение приобретает светотень. К концу 1640-х годов Адриан ван Остаде уже зрелый художник, с огромной работоспособностью и узнаваемым почерком.
Прекрасным образцом стиля Остаде является офорт «Отец семейства», посвящённый излюбленной им теме мирного времяпрепровождения крестьянином своего досуга. Здесь лишённая какой бы то ни было идеализации обрисовка облика бедно одетых людей не препятствует выражению поэтического чувства. Перед нами скромный интерьер деревенского дома: пылающий очаг, над которым подвешен казан, нехитрые предметы быта. Отец семейства заботливо кормит своего ребёнка, его жена стоит возле огня с пелёнкой, а слева за трёхногой табуреткой сидит ещё один малыш, который что-то черпает ложкой из горшка и с интересом наблюдает за кормлением младшенького. Художник явно симпатизирует своим героям, внимательно всматривается в их лица, стараясь отметить в них не только характерные черты внешности, но и проявление душевных движений. Вся композиция проникнута атмосферой благодушного покоя, тихого семейного счастья. Остаде выступает здесь подлинным поэтом домашнего очага и «маленьких» людей.
Вся жизнь Адриана ван Остаде была наполнена непрерывным кропотливым трудом. За свою долгую и творческую жизнь художник создал множество картин, сотни рисунков и акварелей и более пятидесяти прекрасных гравюр собственной композиции, исполненных офортом. Он изображал сцены из крестьянского и простонародного быта, воспроизводя действительность с удивительным пониманием законов живописности и с редким техническим мастерством. Его произведения были высоко оценены ещё при жизни, а в XVIII веке имя художника ставили в один ряд с именем Рембрандта. Большим почитателем его искусства был Петр I, положивший начало собранию произведений Остаде в России. В числе учеников Адриана ван Остаде были такие прославленные мастера, как Корнелис Питерс Бега, Корнелис Дюсарт, Ян де Гроот, Франс де Йонг, Михил ван Мюссер, Эверт Аудендейк, Ян Стен, а также младший брат художника – Исаак ван Остаде.
Произведения Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Амстердама, Гааги, Парижа, Берлина, Дрездена, Мюнхена, Вены, Санкт-Петербурга.