Антон Щаблыкин. ОНИ читать ~3 мин.
с 20 по 29 Апреля
Борей Арт-Центр
Литейный 58
Санкт-Петербург
На выставке будут представлены живописные и графические работы из серии «Пришельцы», созданные автором в 2011 – 2021 годах.
От автора
Источник моего интереса к рисованию азиатских proletarius – в них самих. Главным образом меня волнует то, что происходит с человеком, когда он оказываются на границе культур. Как сохраняется и меняется личность, вырванная, как росток, из родной своей почвы и насаждённая в чуждом ей месте. Пытаясь рассматривать этих людей, встречаясь, общаясь и сотрудничая с ними, я часто ощущаю себя, как при встрече с чужим, инопланетным разумом. И понимание того, настолько мы разные, ещё более возбуждает мой интерес. Это естественное художническое любопытство, стремление заглянуть за границу нашего привычного мира, в иной культурный космос, который неизбежно соседствует и сам активно вторгается в наше пространство. Поэтому устоявшийся термин «пришельцы» кажется мне вполне органичным для наименования этого направления моей художественной работы.
Они живут среди нас, и давно уже стали своими. Мы доверили им свою жизнь, своих детей, своё здоровье. Они за рулём маршруток, сидят с нашими малышами, строят дома, копают огороды, делают любую простую и необходимую работу. Живут, любят, женятся, скучают по своему далёкому миру, посылают туда бывшие нашими деньги. Они легко привыкают. К нам, к нашему укладу жизни. Удобны. Неприхотливы. Хорошо переносят скромные бытовые условия, тяжёлую работу. Их не пугает языковой барьер, высокомерное обращение. У них высокая способность к выживанию в новой недружелюбной среде. Они меняют для нас свои имена. Джамшид – Джонни. Али – Алик. Рамадан – Рома. Ильметдин – Игорь. Мухиэтдин – Миша. Но это, увы, не сближает. Мы ворчим: «Доколе! Да это же восточная экспансия! Понаехали, нашего языка, культуры не знают! Всё заполонили». Ворчим и терпим. А как же не терпеть? Иначе, кто будет строить? Кто будет мести ваши дворы? Сидеть с ребёнком, убирать в офисе? Мыть машины? Для нас стало унизительным «горбатиться за гроши» на стройке, на уборке или в супермаркете. Они теперь абсолютно необходимы. В этом их сила.
Они дают нам приятную возможность почувствовать себя умнее и красивее. Восточные мигранты – персонажи анекдотов. Раньше были «чукчи». Теперь это герои телевизионных скетчей и смешных историй про глупых и непонятливых азиатов. На их фоне каждый вполне удачно и выгодно смотрится. Не так уж коряво и нелепо.
Они – наследники обширной древней культуры. И в этом очень похожи на нас. Прежде всего, тем, что в большинстве своём не знают и не помнят о своём наследстве. Кто такие эти Ибн Сина, Фирдоуси, Рудаки, Руми, Хайям, Низами, Джами? Возможно, знает Али – выпускник Ташкентского театрального института, он делал ремонт в моей квартире. Что-то припомнит Рашид, он учился в школе ещё во времена империи. Но основная часть азиатской молодёжи стремительно впитывает доступные версии поп-культуры. Но чисто внешне, проявляя удивительную внутреннюю устойчивость и твёрдость.
Они пришли и давно уже делят с нами воздух, которым мы дышим, и землю, по которой ходим. Отношения между нами сложные и баланс в этих отношениях дорогого стоит. Мы уже не можем обходиться без них. И они пока ещё не могут обойтись без нас. Но только пока…
- «Победа – одна на всех» - выставка в областном музее ИЗО Оренбурга
- «Цветы и птицы на фоне ковра»
- Выставка «Наш свет – театр». Акварель и графика из собрания А.Г. Егорова
- «Выход на Запад» Мохсина Хамида, краткое содержание
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
- Антонелло да Мессина: Сицилийский живописец раннего Возрождения