Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых читать ~13 мин.
с 28 Июня
по 30 ОктябряГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 67 работ из Эрмитажа, 63 – из Третьяковской галереи и 103 – из ГМИИ им. А. С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М. Дени, А. Сислея, К. Писсарро, П. О. Ренуара, К. Моне, П. Синьяка, А. Майоля, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, В. Васнецова, К. Коровина, И. Левитана, М. Шагала, Б. Кустодиева, В. Серова, С. Виноградова, В. Сурикова и других художников.
Выставка расскажет о двух представителях обширного предпринимательского клана Морозовых, о двух братьях – коллекционерах современного искусства: эксцентричном экспериментаторе Михаиле и вдумчивом и утончённом знатоке Иване. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные ими на рубеже столетий. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.
В предлагаемом распределении произведений по залам отражены основные смысловые центры коллекции брата Ивана и главные этапы её истории. Важнейшая черта этого собрания – равнозначное присутствие в нём французского и русского искусства: отражение новаторского взгляда, свойственного именно молодому поколению коллекционеров рубежа XIX и ХХ веков. Впервые за столетие в Москве вместе будут показаны работы французских и русских мастеров, некогда составлявшие единое собрание.
Импрессионизм. Начало. Покупки в знаменитой парижской галерее Поля Дюран-Рюэля стали точкой отсчёта в сложении французской части собрания Ивана Абрамовича. И хотя Морозов – не первый русский коллекционер, обративший внимание на импрессионизм, только у него это направление оказалось представлено настолько основательно. В первых шагах Морозова-собирателя, несомненно, сыграли роль дружеские связи с русскими художниками – Сергеем Виноградовым, Валентином Серовым и Константином Коровиным, у которого Иван Абрамович брал уроки. Выполненные в сдержанных тонах пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, появившиеся в морозовском доме в 1903 году, выглядели скромнее раскрепощённых и эмоциональных картин московских приятелей мецената, а важную для импрессионизма тему быстрой фиксации состояний природы коллекционер увидел в этюдах Исаака Левитана. Неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из скромного собирателя в самостоятельного коллекционера-куратора с ясно определённым подходом. Ключевыми в коллекции стали работы-манифесты, такие как «Бульвар Капуцинок» Моне или «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.
Сезанн. Alter ego. За неполные десять лет коллекционер стал обладателем 18 картин Сезанна, составивших один из самых значимых ансамблей в его домашнем музее на Пречистенке. В отношении любимого художника Морозов действовал как историк искусства, решив представить в собрании весь диапазон творчества Сезанна – от ранней «Сцены в интерьере» до созданного в завершающие годы жизни «Голубого пейзажа». Для этой картины коллекционер, порой по нескольку лет выжидавший появления на рынке нужного полотна, специально держал свободное место на стене.
Парижские салоны. Роль коллекционера-знатока, ценителя нового искусства требовала от Ивана Морозова глубокого понимания современного художественного процесса. Такой «школой вкуса» стали для него салоны – крупные выставки, устраивавшиеся в Париже ежегодно, весной и осенью. Первую парижскую покупку – пастель Луи Леграна – коллекционер сделал весной 1903 года на спокойном и сдержанном Салоне Национального общества изящных искусств. Однако уже с 1904-го он – постоянный посетитель Осеннего салона, славившегося просвещённым либеральным жюри и продуманными ретроспективными выставками. А каждый март Морозов погружался в атмосферу полной творческой свободы на Салоне независимых, не признававшем ни жюри, ни призов. В своей коллекции Морозов сопоставлял работы французов с произведениями русских мастеров на похожие темы.
Дени. Музыкальный салон. Впервые Иван Морозов приобрёл работы Мориса Дени в 1906 году на Салоне независимых, а вскоре посетил и мастерскую художника в Сен-Жермен-ан-Ле. К этому времени тот уже имел репутацию ведущего современного мастера декоративных ансамблей. Морозов предложил Дени оформить монументальными композициями центральное помещение своего дома – Музыкальный салон. Темой для ансамбля мастер предложил античный миф о Психее. По рекомендации художника Морозов дополнил заказ «вставными» живописными панно и керамическими вазами самого Дени и скульптурами Аристида Майоля: к 1912 году ансамбль сложился полностью. Его своеобразной частью стали и три картины Дени, обрамлявшие вход в интерьер: «Зелёный берег моря», «Вакх и Ариадна» и «Полифем». На выставке Музыкальный салон будет воссоздан в оригинальных пропорциях.
Боннар. Ансамбль вестибюля. Художники, составлявшие в 1890-е годы братство группы «Наби», оказались особенно близки Морозову. В конце 1900-х коллекционер оценил их талант к созданию декоративных ансамблей, вписанных в интерьеры, и в его московском доме один за другим появились Музыкальный салон, оформленный Морисом Дени, и парадная лестница с панно Пьера Боннара.
Для Боннара этот заказ начался в 1910 году с выполнения триптиха «У Средиземного моря». И для живописца, и для осмотрительного коллекционера сотрудничество было смелым: Боннар никогда ранее не выполнял панно таких размеров. Результат понравился заказчику, и вскоре последовало новое предложение: коллекционер просил Боннара оформить боковые стены вестибюля ещё двумя монументальными композициями. Уже в 1912 году панно «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» были представлены на Осеннем салоне. В годы Первой мировой войны, как свидетельствуют фотографии, коллекционер дополнил панно Боннара скульптурой Сергея Конёнкова, создав ещё один синтетический ансамбль, продолжавший линию Музыкального салона Дени и Майоля.
Боннар. Идеальный пейзаж. Закрытому для посторонних личному миру Морозова импонировала эстетика боннаровского интимизма, словно скрывающего в ритме красочных пятен очертания людей и предметов. А мягкая живописная манера, создавшая мастеру репутацию «последнего импрессиониста», продолжала в коллекции линию, начатую пейзажами Сислея, Писсарро и Моне. Неторопливо разворачивающиеся панорамные виды, такие как «Лето. Танец», «Лето в Нормандии» или «Пейзаж в Дофине», невольно напоминают о темпераменте самого коллекционера. Уравновешенное и гармоничное искусство Боннара стало для Ивана Абрамовича ключом к пониманию как общих принципов французского искусства, так и основ его диалога с искусством русским. Крупные меланхоличные пейзажи были любимы Морозовым, и работы отечественных мастеров с похожими мотивами особенно многочисленны в его коллекции. Здесь с творчеством Боннара перекликались элегантная декоративность Александра Головина, стилизации Константина Сомова, а также хрупкая порывистость Петра Уткина и эмоциональная насыщенность Михаила Ларионова.
Ван Гог. Эмоции и история. Для Морозова творчество художника было объектом вдумчивого исследования и важнейшей страницей истории нового искусства. Каждую из пяти принадлежавших ему работ ван Гога Морозов выбирал с особой тщательностью. Коллекционер обращал пристальное внимание на сложные смысловые ассоциации, как в «Прогулке заключённых», и место картины в биографии мастера, как в случае с созданными на пике творческого диалога с Гогеном «Красными виноградниками» или отмечающим последние недели жизни Винсента «Пейзажем в Овере».
Гоген. Медитация и экзотика. В создании своей коллекции из 11 полотен «французского таитянина» Поля Гогена Морозов неизбежно шёл вслед за Сергеем Щукиным, негласно соперничая с ним. «Морозовские» Гогены отличаются изысканной декоративностью, а сам коллекционер досконально знал о роли каждой работы в творческом пути мастера. Философской медитацией наполнены и аллегория прощания с родиной – «Цветы Франции», и обманчивое спокойствие «Пейзажа с павлинами» или «Таитянских пасторалей», и многослойный синтез мировых духовных традиций – полотно «Великий Будда». В тонкой интерпретации Морозова экзотика искусства Гогена переплелась с новым пониманием роли неевропейских и народных культур, созвучным этнографическим и кураторским опытам начала ХХ века. Коллекционер видел пересечения с эстетикой Гогена в орнаментах и локальных цветах фольклорных сцен Б. Кустодиева или А. Рябушкина, в театрализованных фантазиях Б. Анисфельда и в горячих красках М. Сарьяна.
Фовизм. Цвет и движение. Наряду со своими ровесниками Гертрудой и Лео Стайнами Иван Морозов целенаправленно составил одну из первых в мире коллекций первого «изма» ХХ века – фовизма. В 1906–1908 годах он активно покупал работы А. Дёрена, М. Вламинка, О. Фриеза, Ш. Мангена, А. Марке и, конечно, А. Матисса. Фовизм стал для Морозова своего рода «выводом» из методичного изучения сотен картин на парижских салонах. Уверенный в себе коллекционер был здесь неожиданно стремителен в покупках, нередко приобретая работы ещё до окончания экспонирования на выставках. Однако и в этом он оставался верен своему «искусствоведческому» подходу, наряду со свежими картинами приобретая и те, что уже успели войти в недолгую историю фовизма, как «Просушка парусов» Дёрена. В отечественной части собрания эта динамика и раскрепощённость продолжались в работах мастеров русского авангарда, таких как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов.
«Открытый финал». Слова критика А. Эфроса, назвавшего Ивана Морозова «человеком с поправкой», особенно верны при взгляде на его собрание искусства раннего авангарда. Коллекционер словно и не пытался соперничать с эмоциональным и страстным Щукиным. Первую картину Матисса он приобрёл в 1907 году, но серьёзный интерес к творчеству художника развился лишь к 1909-му, когда Морозов заказал Матиссу два натюрморта. Один из них, «Фрукты и бронза», неслучайно близок по композиции щукинской «Статуэтке и вазам на восточном ковре»: в 1908-м Иван Абрамович отметил для себя эту картину, которая уже принадлежала его московскому визави. Наверстав упущенное, Морозов словно закрепил успех, заказав В. Серову свой портрет именно на фоне этой композиции французского мастера. А «Марокканский триптих» открыл московской публике «другого» Матисса – холодноватого, отстранённого. Ослепительное небо Северной Африки отозвалось в морозовской коллекции тонами живописи П. Кузнецова и М. Сарьяна.
Произведения Пикассо вначале появились в доме на Пречистенке словно исподволь: в 1908-м раннюю работу «Арлекин и его подружка» коллекционер, по-видимому, приобрёл «на пробу», а покупка ироничного кубистического «Портрета Амбруаза Воллара» окрашена личным отношением Морозова к столь близкому ему торговцу картинами. Картина «Девочка на шаре» стала редкой удачей: шедевры «розового периода» уже тогда ценились высоко. Купленная в 1913-м из собрания Гертруды и Лео Стайнов, она стала последним иностранным произведением в собрании Морозова. Отрезанный от Парижа, в годы Первой мировой и революции коллекционер сосредоточился на приобретении работ отечественных мастеров. Среди них были те, чья слава придёт в Париже в 1920-е, – например, М. Шагал.
К открытию выставки приурочено издание полного каталога коллекций братьев Морозовых. Автору книги, доктору искусствоведения Наталии Семёновой, в результате многолетней исследовательской работы удалось восстановить хронологию сложения знаменитых собраний и реконструировать их состав. Книга содержит свыше 1000 цветных иллюстраций, а также редкие архивные документы и фотографии
Генеральный спонсор выставки – ВТБ
Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» знаменует продолжение тесного сотрудничества между Россией и Францией и таких крупных музеев, как Фонд Луи Вюиттон (Fondation Louis Vuitton), Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея. Коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых с огромным успехом были показаны в 2019 году в Эрмитаже («Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», 20 июня — 6 октября 2019) и на недавно завершившейся выставке в Фонде Луи Вюиттон («Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства», 22 сентября 2021 – 3 апреля 2022). Московский показ будет отличаться от экспозиции в Париже не только концепцией, но и составом произведений. В выставке в Пушкинском музее примут участие работы, не демонстрировавшиеся во Франции – около 30 произведений русского искусства и 10 работ французских художников. Среди них – всемирно известная картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур», а также «Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом)» Винсента ван Гога, воссоединённые парные работы Мориса Дени «Полифем» (ГМИИ) и «Вакх и Ариадна» (Эрмитаж).
Инклюзивная программа к выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
В рамках инклюзивной программы к выставке посетителям будут продемонстрированы духи времён братьев Морозовых, Амбруаза Воллара и Жанны Самари. Реконструкцию исторических ароматов для ольфакторного сопровождения экспозиции по заказу ГМИИ им. А. С. Пушкина создаст исследователь и коллекционер Галина Анни. Кроме того, экспозиция будет включать тактильные рельефы, а инклюзивные экскурсии будут содержать элементы телесно-ориентированной медиации. Авторские экскурсии на русском жестовом языке по выставке проведут глухие гиды объединения «Жест в музее» Светлана Бобкова и Анна Дегтярева. Специально для выставки будет снят очередной документальный фильм на жестовом языке из серии «Великие коллекционеры». До этого в серии уже увидели свет фильмы «Сергей Щукин» и «Святослав Рихтер».
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времён до наших дней. Музей насчитывает в своём фонде около 700 000 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Особо знаменита музейная коллекция французского искусства XIX–XX веков, в основу которой легли собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров, эта коллекция является одной из самых известных в мире. Фонды музея продолжают активно пополняться и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства.
Банк ВТБ (ПАО)
Банк ВТБ (ПАО), его дочерние банки и финансовые организации (Группа ВТБ) — международная финансовая группа, предоставляющая широкий спектр финансово-банковских услуг.
Банк ВТБ начал сотрудничество с ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2005 году. За этот период было реализовано множество совместных проектов: в частности, проведены выставки «Встреча с Модильяни», «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе. Из собраний Италии и России», «Хаим Сутин. Ретроспектива» и другие. В 2018 году Банк ВТБ стал генеральным спонсором ГМИИ им. А. С. Пушкина; тогда же он поддержал масштабный выставочный проект «Пикассо & Хохлова». В 2019 году при его поддержке открылись выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. А. С. Пушкина» и «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». В 2020 году банк стал генеральным спонсором выставки «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина», в 2021 году при поддержке ВТБ открылась выставка «Билл Виола. Путешествие души», а в 2022 – проект «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».
- Выставка «Навстречу жизни»
- «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Исследовательско-консервационный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина