Царские подарки российских монархов читать ~4 мин.
с 24 Июня
по 31 АвгустаГостиный Двор
ул. Ильинка, д.4
Москва
В арт-кластере «Гостиный двор», в залах новой антикварной галереи «Старинные подарки» откроется выставка «Царские подарки российских монархов». В экспозиции будут представлены раритетные, ранее неизвестные шедевры русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые были созданы по заказу монарших особ для преподнесения в дар. Представленные уникальные произведения искусства находятся в частных петербургских и московских собраниях и экспонируются в рамках единой выставки впервые.

Искусным произведением Императорского фарфорового завода выступают две роскошные подносные две роскошные подносные вазы первой трети XIX века с орнаментальным декором и ручками в виде музицирующих эльфов, созданные в качестве подарка для Николая I на Рождество Христово 1826 года. Вазы аналогичной формы с жанровой и пейзажной росписью находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, в Государственном музее-заповеднике «Павловск», Государственном музее-заповеднике «Царское село».
Особое место в экспозиции занимает удивительный по сложности и изяществу исполнения крупный чайный сервиз с пасторальными сценами, заказанный Императорскому фарфоровому заводу Николаем I в первой половине 1850-х годов. Выполненный по эскизам французского живописца Вивана Босе в стиле «второе рококо», сервиз состоит из 15 предметов, каждый из которых украшен уникальной живописной миниатюрой. Данный сервиз опубликован в книге «Императорский фарфоровый завод. 1744 – 1904» под редакцией В.В. Знаменова. Аналогичный чайный ансамбль с изображением детей в костюмах персонажей комедии дель-арте представлен в собрании Петергофского дворца.
Особенную часть экспозиции формируют предметы искусства — подарки, выполненные по индивидуальным проектам. Редкий столовый сервиз из 78 предметов в «русском стиле», исполненный одним из ведущих петербургских серебряных дел мастеров, поставщиком императорского двора Карлом Альбрехтом в 1879 году. Уникальность представленного многосложного сервиза заключается в его редко встречаемой комплектности. Наличие личного графского герба служит признаком фамильного сервиза, исполненного по персональному заказу представителей русского дворянства. Затейливые изображения петушков в сочетании с фантазийным флоральным и геометрическим орнаментом в технике перегородчатых эмалей, «куриными ножками» и фигурными хватками делают сервиз удивительным образцом русского ювелирного искусства петербургской школы второй половины XIX века.
Жемчужиной выставки станет мемориальный комод с вензелем императрицы Екатерины Великой и гербом Сибири. Исполненный петербургскими мастерами в духе лучших европейских образцов, он представляет собой редкий пример русской мебели середины 1760 – 1770-х годов. В богатый наборный орнамент в виде крупной трельяжной сетки включены детали из моржовой кости, эффектно контрастирующие по фактуре и цвету с набором ценными породами деревьев: палисандром, красным, розовым, чёрным деревом и амарантом. Уникальность этого памятника состоит не только в его наборной орнаментике, но и в изысканных декоративных накладках, изготовленных из чистого серебра 84 пробы. В собрании Государственного Эрмитажа находится ещё один комод, парный «демидовскому»; однако гораздо худшей сохранности. Оба комода были сделаны, вероятно, для подношения Императрице Екатерине Великой по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, статского советника, почётного члена Академии художеств и Вольного экономического общества, владельца многочисленных металлургических заводов в Сибири. Позднее комод с серебряными накладками был вывезен в итальянское имение Николая Никитича Демидова Сан Донато.
Исключительного внимания заслуживает мемориальный картоньер 1860-х годов из Аничкова дворца, созданный по заказу будущего императора Александра III для своей супруги Марии Фёдоровны. Выполненный в стиле французских мебельщиков конца XVIII века в мастерской Фридриха Мельцера в Санкт-Петербурге, картоньер входил в состав большого кабинета Голубой гостиной — личных императорских покоев — и пользовался у Марии Фёдоровны особой любовью. Николай II удостоил Торговый дом «Мельцер Ф. и К°», создававший предметы убранства для Зимнего дворца, Александровского дворца в Царском Селе и Коттеджа в Петергофе, высокого статуса поставщика императорского двора.
Вазы Императорской фарфоровой мануфактуры — знаковая страница в истории русского декоративно-прикладного искусства. Они проектировались архитекторами для оформления дворцовых покоев российских монархов, а также выполнялись по заказу членов императорской фамилии. Представленные в собрании галереи парные дворцовые вазы в бронзовом оформлении, богато декорированные цветочной росписью и экзотическими птицами, экспонировались на ежегодной предрождественской выставке, организованной в концертном зале Зимнего дворца в декабре 1861 года, и были приобретены для российской императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III.
«Идея выставки «Царские подарки российских монархов» как нельзя лучше соответствует концепции нашей галереи. Мне бы хотелось, чтобы «Старинные подарки» стали пространством, объединяющим ценителей искусства, местом, в котором каждый найдёт для себя подарок по душе, — рассказывает Михаил Суслов, вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров и основатель галереи «Старинные подарки». — В ближайшей перспективе — проводить на регулярной основе не только выставки, но и лекции с участием профессиональных спикеров, практикующих искусствоведов и экспертов. Обширное собрание высокохудожественных произведений искусства галереи позволяет осуществить задуманные проекты».
Михаил Суслов – известный петербургский антиквар, коллекционер, вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, вице-президент Ассоциации антикваров Санкт- Петербурга, учредитель независимого научно-исследовательского центра экспертиз имени А. Бенуа, основатель галерей «Трианон» и «ArtLot» в Санкт-Петербурге, галереи искусств «Старинные подарки» в Москве.
- В «Сквере Победителей» на Чистых Прудах состоится открытие весеннего сезона
- Во имя мира на Земле: в «Сквере Победителей» на Чистых Прудах открыт весенний сезон
- Межрегиональная академическая выставка «Идель-Арт 2019», тема: «Мегаполис»
- «Королевство шипов и роз» Сары Маас, краткое содержание
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание