Двуединство читать ~6 мин.
с 13 Декабря
по 7 ЯнваряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений академиков РАХ Евгения Николаевича Максимова и Юлии Александровны Смирновой «Двуединство», приуроченную к юбилеям авторов и продолжающую череду академических проектов, демонстрирующих искусство творческих династий. В двенадцати выставочных залах будут показаны эскизы и подготовительные рисунки к монументальным произведениям, вышивкам для церковной утвари, фрески и иконы, фотографии осуществлённых храмовых росписей, а также живописные портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые композиции – всего более 100 экспонатов.
Проект не только даёт интригующий шанс сопоставить разный художественный почерк несходных авторов. Перед зрителем предстанет ряд моментов важных для истории становления московской монументальной школы и живописи в целом. В творческой судьбе Евгения Николаевича Максимова и Юлии Александровны Смирновой важную роль сыграло классическое академическое образование – МГАХИ им. В. И. Сурикова и школа, ныне лицей при нём. И сколько бы ни прибегали художники в своём творчестве к различным приёмам условной трансформации предметного мира, прочнейшая основа образа, идущая от живого восприятия, помноженного на глубокий анализ, всегда определяют характер и структуру произведения.
Творчество этих прославленных мастеров составляется весомую главу в истории отечественного искусства. Став преемником выдающегося художника-педагога Клавдии Александровны Тутеволь, Евгений Максимов сформировал невероятно разносторонний коллектив преподавателей в мастерской монументальной живописи Суриковского института. За десятилетия руководства этой мастерской, а также Творческими мастерскими монументальной живописи Российской академии художеств в Москве, он не только подготовил сотни профессионалов, но и создал некоторое духовное и интеллектуальное пространство, в котором сложилась и развивается система органично связанных между собой понятий и ценностей. Искусство его учеников всегда умно, интересно, многозначно и одновременно притягательно.
Творчество Максимова и Смирновой раскрывает зрителю богатейшую палитру художественных средств. Оно наследует средневековую созерцательность, стремление достичь гармонической слаженности, сохраняя при этом внятность звучных цветовых соотношений, декоративность, не противопоставленную изобразительности и масштабность, проистекающую из цельности композиции и каждого из её элементов. Много работающий в иконописи и церковном монументальном искусстве, Евгений Николаевич глубоко постиг великий принцип, естественно значимый для религиозной тематики, но являющийся сущностным для любого искусства: большое видится в малом, общее в конкретном. Очевидно потому обладают внутренней силой и выразительностью созданные им образы и в стилистике близкой виртуозности зрелого Средневековья, и в классицизирующей академической традиции, и в ювелирной проработке предметности в духе парсуны XVII – начала XVIII веков. И та же принципиальная серьёзность в образосозидании позволяет художнику достичь глубины и гармонии в «лёгком» жанре пейзажа, когда ритмика крыш, стволов и ветвей, растворяющаяся в заполненном воздухом пространстве речной долины в родной Кашире или других мест, ведёт несуетный рассказ о гармоничности и осмысленности мироздания.
При всём внешнем несходстве творчество Юлии Смирновой ведёт разговор о том же. Глаз и рука мастера, воспитанные на решении масштабных задач в таких колоссальных сооружениях, как Большой театр и Храм Христа Спасителя в Москве, Патриарший Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке (росписи выполнены под руководством Е. Н. Максимова) точны в воплощении идеи в широком диапазоне: от острой прописанности и прорисованности деталей до фактурной выразительности мазка. Насыщенный цвет сообщает работам декоративность, но она порождается не колористическим произволом, не стремлением к «самодостаточной» броскости, но идёт от смысла композиций и от живого чувства автора. Будь то предметный мир, пейзажный мотив, образ человека или многофигурная композиция – это всегда, прежде всего, портрет изображаемого, это рассказ о предмете и художнике, запечатлевшем его суть. Известная условность пространственных построений в таком варианте есть не только привычный для монументалиста приём интерпретации видимого мира, но воплощение внутренних и для объекта, и для субъекта ситуаций, подчинённых законам больших отношений.
Название выставки «Двуединство» не только фиксирует дуэт двух художников, но и подводит к пониманию диалогичности их искусства, подразумевающей активность зрителя, призванного к работе по сотворчеству, по совместному осмыслению и проживанию многогранности бытия. Сохраняя как основу принципы академической школы, Евгений Максимов и Юлия Смирнова стремятся к обновлению и развитию существующих богатых традиций в соответствии с требованиями быстротекущего времени. Представленные на выставке произведения продемонстрируют непрерывное развитие избранной линии в искусстве, хотя каждый автор глубоко индивидуален в своём творчестве.
Текст составлен на основе статьи В. Е. Калашникова.
Евгений Николаевич Максимов родился в городе Кашира Московской области в 1953 году. Окончил мастерскую монументального искусства МГХИ им. В. И. Сурикова в 1973 году, затем – ассистентуру-стажировку у К. А. Тутеволь. Работал в монументальном цехе Комбината художественных работ Московского областного художественного фонда РСФСР с 1975 по 1977 год. С 1982 года преподаёт в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова при РАХ. С 1990 года руководит монументальной мастерской, 2000 году занял должность заведующего кафедрой живописи и композиции Института. С 1997 года возглавляет кафедру монументальной живописи факультета церковных художеств в Православной Свято-Тихоновской гуманитарной академии. С 2001 года – руководитель Творческой мастерской монументальной живописи РАХ в Москве. В 2005 году удостоен звания народного художника РФ. Под его началом были оформлены своды главного купола и малых куполов, интерьеры Нижнего храма, залы церковных соборов и своды Кувуклии храма Христа Спасителя в Москве; Кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке. Работал над созданием эскизов к росписям храма Христа Спасителя в Калининграде, Свято-Троицкого подворья в Брюсселе (Бельгия), внутреннего убранства храма Живоначальной Троицы в Новоголутвинском монастыре (г. Коломна), храма Модеста Иерусалимского в монастыре Симона Петра на Святой Горе Афон (Греция) и другими монументальными проектами.
Юлия Александровна Смирнова родилась в 1973 году, получила классическое художественное образование в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Затем продолжила обучение в Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств под руководством Е. Н. Максимова. В составе творческих коллективов работала над росписями Свято-Введенской Оптиной Пустыни, главного свода главного купола и Зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве, росписями плафона нового зрительного зала Большого театра, росписями Патриаршего Свято-Николаевского Собора в Нью-Йорке, росписями Домовой церкви Патриарха Алексия в Переделкино, кафедрального собора Саввы Сербского на Врачаре и многих других монументальных проектах. Большая часть работ выполнена художницей под руководством учителя и супруга Е. Н. Максимова. В разное время Ю. А. Смирнова преподавала в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Российском государственном художественно-промышленном университете имени С. Г. Строганова, Институте театра, кино и телевидения. С 2019 года — доцент кафедры живописи и композиции, с 2020 года — заместитель декана факультета живописи МГАХИ имени В. И. Сурикова при РАХ.
- «Поёт восторженно палитра» Бердышев Игорь Загриевич
- Играет и рассказывает Заслуженный артист России Музыкальный комментатор BBC (Лондон) Александр Майкапар
- Живопись начала ХХ века. Рождения композиции и новое восприятие действительности
- Толерантность: межкультурный диалог