«Графика» юбилейная выставка Александра Макарова читать ~3 мин.
с 16 Ноября
по 5 ДекабряДом Художника
ул. Лермонтова, д.8
Омск
Просёлочная дорога, лежащая среди душистых трав и лесных цветов, скрывается в тумане. По утренней росе она сворачивает к широкому полю, над которым скоро засияет радуга. Творческие поиски художника Александра Макарова приводят в просторы Омского Прииртышья. Через Западную Сибирь, мимо утёсов, бухт и заливов Дальнего Востока, по холмистому Сахалину идёт он путём совершенствования мастерства.
Графика, требующая вдумчивости и аккуратности стала сознательным выбором художника. Первая серия графических листов «Солдаты» выполнена карандашом и родилась во время службы в армии. Она объединяет жанровые композиции, автопортреты и портреты сослуживцев. Большинство работ этой серии декоративны и насыщены деталями, обладают богатой тональностью. Зрители тепло приняли картины на выставках, а творческая жизнь художника получила стремительное развитие.
Поездка от Иртышского речного пароходства на Север Сибири в 1977 году подарила новые сюжеты.
В композициях появились сибирские трудовые будни, жизнь простого человека, портреты речников, пейзажи Салехарда, Ханты-Мансийска, Надыма. Тогда же состоялась первая командировка в Дом творчества «Челюскинская». Возможности печатной графики захватили Александра Макарова. Художник пробовал силы в офорте, акватинте, но почти на десятилетие по-настоящему стала близка ему литография. Каждое возвращение на «Челюскинскую» он совершенствовал изобразительный язык и проникался техническими возможностями литографии: нежными переходами тона, сочетанием мягкого карандашного рисунка с однородными заливками. Именно литография принесла в творчество художника аккуратный, ненавязчивый цвет, который как нельзя лучше передал настроение серии «Лето» (1980). Эта серия — обращение вглубь себя, к ушедшему детству через взгляд на маленького сына. Четыре листа («Воздушный змей», «Лето», «Пора сенокоса», «Радуга»), выполнены каждый в своём локальном цвете, а остальные краски приглушены, словно подёрнутые дымкой воспоминаний. Но тем ощутимее становится запечатлённое автором восторженное чувство свободы на самом краю лета, когда созрели колосья пшеницы и пушистые одуванчики горят как белые огоньки.
Поворотной точкой в творчестве Александра Макарова стали поездки на Дальний Восток и остров Сахалин. Сахалинские пейзажи поселились в сердце художника и привели к созданию авторской смешанной техники, основанной на пастели и акварели с добавлением темперы и цветных карандашей. При всех выразительных достоинствах, лаконичная и строгая литография не могла передать тончайшие оттенки колорита утопающих в дымке утёсов и отражения в глади воды освещённых закатным солнцем облаков. Холодные серо-серебристые туманы, так покорившие художника, низкие тяжёлые тучи, лежащие на верхушках гор, изображены уже в серии «Сахалинские мотивы» (1991), выполненной в смешанной технике. Богатые возможности пастели позволили достичь подлинного реализма и обратили взгляд Александра Макарова на пейзажи малой родины.
Тайга Муромцевского района, деревни Тармакла и Кондратьево, поросшая ряской старица и просёлочные дороги превратились для него в неисчерпаемый источник вдохновения на заре нового тысячелетия. Места близкие многим омичам и по сегодняшний день занимают художника. А обретённые в долгих исканиях пастель и смешанная техника идут рядом с мастером, великолепно помогая выражать его авторское видение. Из творчества ушла серийность, каждая работа теперь — идеально завершённый образ.
Начав с графитного карандаша, Александр Макаров пришёл к сложным и насыщенным цветам пастели. Отправившись исследовать Север Сибири и волнующий Дальний Восток, он вернулся и нашёл очарование
в густых лесах Омской области. Все, что дорого сердцу рядом. Нужно только впустить в душу тонкую красоту родного края. В этом и заключается истинный путь художника. Приглашаем пройти по нему на ретроспективной выставке, посвящённой 70-летию Александра Макарова.
- Что надо учесть при транспортировке произведений искусства
- «Встречное течение»
- Выставка к юбилею нижегородского художника Владимира Кундина открыта в художественном музее Нижнего Новгорода
- «История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1985-2000»
- Храм Христа Спасителя