Искусственный интеллект научился «писать» пьесы
Искусственный интеллект научился «писать» пьесы. Университет МИСИС и фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» запустили совместный проект.
Экспериментальную модель нейросети – генератор пьес «НейроСтаниславский» представили в Москве. Проект открывает новую эпоху в театральном искусстве и в сфере нейронных сетей: искусственный интеллект уже создавал музыку и картины, но впервые в России написал пьесу. Уникальный инструмент создан командой студентов из сообщества хакатонщиков ITAM Университета МИСИС в сотрудничестве с VI Фестивалем «Биеннале театрального искусства» с помощью технологий Сбера. Теперь оказаться в роли драматурга может каждый – модель нейросети доступна по ссылке:
https://go.itatmisis.ru/theatre
Студенты Университета МИСИС применили прогрессивный подход, при котором искусственный интеллект не заменяет автора, но помогает создавать и совершенствовать сюжет, развивая мысли режиссёра. Нейросеть обучалась на произведениях русских классиков – Островского, Чехова, Горького и других. Молодые инженеры написали алгоритм, который изучил десятки пьес и выделил из них 14 тысяч диалогов. Созданная таким образом база данных легла в основу «НейроСтаниславского».
Разработчики использовали общедоступный инструмент RuGPT-3 –трансоформенную модель для понимания русского языка, обученной специалистами SberDevices. На всех этапах разработки команду проекта консультировали профессиональные режиссёры и драматурги.
Студенты университета дообучили полученные модели нейросети, подобрали к ним гиперпараметры, используя мощности платформы полного цикла машинного обучения ML Space, и написали специальный фильтр. Благодаря последнему сгенерированный текст получается более «чистым». Иногда нейросеть ошибается – выдаёт лишние символы, пробелы и прочее, и он нивелирует эту проблему.
Проект прошёл первый опыт внедрения в театральную практику: с помощью искусственного интеллекта режиссёр Ярослав Шевалдов написал фрагмент пьесы об основателях Художественного театра, великих реформаторах сценического искусства К.С. Станиславском и В.И. Немировичем-Данченко. В отрывке речь идёт об их исторической встрече в московском ресторане «Славянский базар» 1897 г., навсегда изменившей траекторию движения мирового театра. Источником послужила знаменитая книга Станиславского «Моя жизнь в искусстве».
По полученному тексту режиссёром поставлен короткий спектакль. Эскиз представили артисты театра «Ведогонь» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Репертуарный театр в контексте ХХI века» 10 ноября 2022 года в РГГУ. Событие состоялось в рамках VI Фестиваля «Биеннале театрального искусства»
- «Границы облака»
- Мультимедийная выставка генеративного искусства «SELF-MADE»
- Музей Фаберже запустил нейросеть в сообществе ВКонтакте к своему 10-летию
- Города России глазами нейросети