«Изоморфная трансформация» Выставка произведений Павла Тураева в РАХ читать ~3 мин.
с 2 по 11 Октября
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
В залах Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Павла Николаевича Тураева «Изоморфная трансформация», посвященная 65-летию скульптора. Название выставки предлагает зрителю тематический аспект, внутри которого сосредоточены важные, прежде всего, философские представления о вневременном, и напротив, предельно современном творческом пространстве. В экспозиции представлены произведения, созданные автором в последнее десятилетие.
П. Н. Тураев родился в 1955 году и получил классическое академическое художественное образование. Выпускник знаменитой Московской средней художественной школы 1973 года, окончил 1979 году Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, где прошел серьёзную школу и приобрёл профессиональные навыки в мастерской крупнейших мастеров отечественной скульптуры, президента Академии художеств СССР Н. В. Томского и профессора М. Ф. Бабурина. С 1977 года – активный участник молодежных, региональных и всесоюзных художественных выставок.
Павел Тураев свободно владеет художественной лексикой высоких стилей различных эпох и разнообразными средствами традиционной и современной пластики. Сегодня творческий метод мастера и слагаемые пластической манеры, его понимание языка скульптуры трансформировались в собственный полифонический стиль. В своем творчестве он всегда отталкивается от отображаемого, понимая изоморфную трансформацию как дистанцию по отношению к объекту и средствам созидания.
Экспрессивным приемом, проявляющим характер и эстетические свойства пластического образа, является использование Тураевым белого цвета. Автор представляет ряд работ, выполненных в керамике, тонированной белой эмалью. Белый цвет, символ чистоты, воздуха и пространства, открывает глубину дыхания скульптуры, степень её взаимодействия со средой и зрителем. «Нимфей» и «Трансформация мифа», «Сомнамбула» и «Святой Христофор», «Скерцо» и «Маска» из серии «Карнавал в Венеции», «Студентка» и «МоскваСитиГёрл» – перед нами герои древнего мира и современности, мифологические сюжеты, прочитанные в реалиях XXI века, образы сегодняшнего дня, свободные фантазии. Две композиции в керамике – «Крымский мост» и «Метрострой» – отклик скульптора на создание крупнейших, даже по меркам сегодняшнего дня, технических сооружений.
Глубоко личное отношение художника к изображаемому особенно характерно для произведений, посвященных теме Второй мировой войны. Трагические события и напряженный драматизм военных лет ярко отразились в жанровых композициях «День Победы» (бронза) и «А под Оршей снега» (шамот, эмаль), композиции «Собибор» (керамика, эмаль). Характерной для Тураева глубиной размышлений наполнен и скульптурный натюрморт «Лулав и этрог» (керамика, эмаль), он увековечивает память героев Варшавского национального восстания, чья стойкость вписана в историю движения Сопротивления Второй мировой войны.
П. Тураев всякий раз находит уникальную пластически-выразительную форму для представления «следов времени» в образе человека. Он обладает даром передать точное портретное сходство и соединить его с психологизмом. Это характерно для портретов современников («Молодой Пастернак», «Певец Масловки. Народный художник России А. И. Морозов», «Композитор В. Я. Шаинский», «Дмитрий Покровский», «Портрет отца. Хирург Н. П. Тураев»и др. ), а также произведений на тему спорта (серии «Сочи. Зимнее плавание», «Сочи. Пляжный волейбол», «Сочи. Школа тенниса»).
В произведениях последних лет скульптор использует неканонические приемы формообразования, элементы абстракции, искусно вводит конструктивные решения, подчеркивая динамику и/или монументальность произведения. Автор многочисленных скульптурных произведений, Тураев работает также в технике графики, имеет серии фоторабот, создает видеофильмы.
Выставка открывает перед зрителем очередную страницу творчества известного московского мастера, даёт возможность осмыслить эстетические основы художественной выразительности конца XX – начала XXI века.
Текст составлен на основе статьи члена-корреспондента РАХ И. В. Тураевой.
- Выставка Николая Терещенко (живопись) и Павла Тураева (скульптура)
- Фестиваль Лермонтова в библиотеке искусств Боголюбова
- Кругосветное Путешествие. «Бис-Квит»