Калевала. Новая версия читать ~3 мин.
В 1835 году вышло первое издание великого эпоса «Калевала», собранного Эллиасом Лённротом, в 1849 – второе, наиболее полное. То есть в 2024 году полной «Калевале» исполнится 175 лет.
За прошедшие 175 лет после выхода «Калевалы» самые разнообразные художники создавали свои версии видения героев и сюжетов эпоса: от национального романтизма, академизма, реализма, аналитического искусства, качественной графики соцреализма, неоэкспрессионизма, неоавангарда с элементами лубка и примитивизма до комиксов, стиля детской, гламурной иллюстрации, постмодернистских опытов, в том числе фотоинсталляций.
Предлагаю новое прочтение «Калевалы» в виде 18 работ, акценты на некоторых сюжетах, которые никто не иллюстрировал, новую технику и стиль исполнения. Моя личность и творческий стиль – это порождение хаоса 1990-х, и я увидела в «Калевале» близкую мне эстетику коллажа, лоскутов, собранных в целое иногда весьма произвольно. Мне захотелось в колористике подчеркнуть дряхлую яркость затёртых мифов, и я выстроила сюжеты как схемы действий или театральные сценки. Калевала мне показалась почти житием некоего древнего рок-певца и его богемных дружков, которые жёстко внедрялись в обывательский консервативный строй жизни.
Конечно, мои работы далеки как от возвышенного, почти классистического пафоса Акселя Галлена, от этнографических реконструкций, от чудесных пейзажных и деревенских атмосферий, так и от почти вырубленных на берёзовой коре лиц героев в исполнении филоновцев и авангардных экспрессий «Виты Новы».
Я нарочито не углублялась в изучение костюмов и быта Карелии в древности, мои герои – это цветущая реальность, анимация через раскрашенную другими художниками ткань, проступающие всюду полоски, горошки, растительные узоры. Они соединяют финский эпос с российской, советской реальностью, карельскую и славянскую древность.
В отличие от предыдущих «политических ковриков», характерных для меня, в этих работах я не использую тексты. И на первом месте, кроме концентрации смыслов и сюжетов, у меня декоративная роскошь ситцевых тканей разных эпох (от ситцев времён СССР до современных распоротых текстильных изделий разных стран из секонд-хэнда).
Из истории оформления «Калевалы»
Первыми в Финляндии в 19 веке иллюстраторами великого эпоса стали Роберт Экман (1808-1873), Зигфрид Август Кейнянен (1841-1914), его ученик Аксель Галлен Каллела (1865-1933), Пекка Халонен (1865-1933). В 20 веке иллюстрации к Калевале создавали Берн Ландстрем, Эрки Тантум, Матти Висаети, Аарно Каримо, Кристиан Гуйтула (комиксы 1998-2003),
Наиболее выдающийся иллюстратор Аксель Галлен повлиял на Николая Рериха, на его интерес к эпосу. Калевалу иллюстрировал и Билибин. В 1933году в России вышло иллюстрированное издание эпоса, издательство «Академия» поручила работу над ним Павлу Филонову, а тот передал заказ своим 14 ученикам школы «Мастера аналитического искусства (самыми активными из них стали Михаил Цыбасов и Алиса Порет).
В 1949 году в Карело-Финской ССР широко отмечалось столетие со дня издания Элиасом Лённротом полной версии эпоса «Калевала», и всесоюзный конкурс на создание иллюстраций выиграли художники Георгий Стронк, Осмо Бородкин и Мюд Мечев. Позже«Калевалу» иллюстрировали Тамара Юфа (1937-2022), ученик Малевича Валентин Курдов (1905−1989) (выпуск книги издательством «Художественная литература» в 1979 году). В 2012 году в издательстве «Нигма» вышло подарочное издание «Калевалы» в пересказе для детей Александры Любарской с иллюстрациями художника детской книги Николая Кочергина (1897−1974). Яркие образы эпоса создали Борис Акбулатов и Юрий Люкшин, Владимир Фомин, Анастасия Трифанова (ее книга вышла в 2015 году).
- Добрые коты художника Юрия Люкшина на выставке в Михайловском
- Жители Самары увидят работы Филонова и Малевича из коллекции Русского музея
- Первые позитивные итоги осенней книжной ярмарки на ВДНХ
- Мультимедийная инсталляция «Павел Филонов»
- Павел Филонов и русский авангард / Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов.