Картина Бартоломе Эстебана Мурильо «Благовещение» из собрания Государственного Эрмитажа» читать ~2 мин.
с 9 Октября
по 2 ФевраляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
9 октября в 12:00 в Голубой гостиной Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) состоится открытие выставки “Картина Бартоломе Эстебана Мурильо «Благовещение» из собрания Государственного Эрмитажа”.
Среди музеев мира Государственный Эрмитаж обладает самой крупной коллекцией европейской живописи, в том числе испанской школы. В Эрмитаже имеются шедевры всех прославленных испанских живописцев золотого века – Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса и Мурильо. В музее хранится шестнадцать картин Мурильо, что говорит о глубоком интересе к его творчеству на разных этапах формирования собрания Эрмитажа.

Бартоломé Эстéбан Мурильо (1617 – 1682) родился и проработал всю жизнь в Севилье. Живописи учился у известного художника Хуана дель Кастильо (ок. 1593 – 1657). Молодой Мурильо быстро стал самым востребованным художником города. Щедро одарённый, не знавший трудностей ни в одном жанре, он первым из испанских живописцев широко прославился не только в Испании, но и за её пределами. В XIX в. Мурильо ценили в Европе выше всех испанских мастеров, сравнивали с Рафаэлем. В XX столетии, напротив, он почти не привлекал к себе внимания, но к концу столетия интерес к живописи художника снова возрос.
Главное место в творчестве Мурильо занимала религиозная живопись. Сюжеты христианской истории он трактовал близко к повседневности, образы святых в его работах приближены к обычным людям. Художник создавал также превосходные портреты и великолепные жанровые сцены, которые в современной испанской живописи были большой редкостью.
Картина «Благовещение» исполнена Мурильо в 1655-1665 годах и относится к зрелому периоду творчества мастера. Она написана на один из самых популярных сюжетов в христианской иконографии. В нём представлено евангельское событие, когда Архангел Гавриил сообщает деве Марии весть о том, что она ждёт ребёнка – сына божьего Иисуса Христа. Иконография «Благовещения» – сложную систему символов и образов. отражающую смысл религиозного сюжета.
На правой стороне полотна мы видим Марию. Богоматерь сопровождают три её традиционных атрибута. Корзина с шитьём и книга символизируют её трудолюбие, мудрость, верность; белоснежные лилии олицетворяют чистоту и непорочность Марии. Левую часть полотна занимает архангел Гавриил, красивый юноша с одухотворённым лицом. Жестом левой руки он указывает на белого голубя. Сияющий ореол вокруг птицы говорит о том, что это Дух Святой. Ещё выше, в небесных сферах, парят маленькие ангелочки, радость которых соответствует известию, принесённому ангелом.
Диалог Марии и архангела происходит в иллюзорном пространстве, где реальное соприкасается со сверхъестественным. Написанная с необыкновенным живописным мастерством, картина «Благовещение» принадлежит к лучшим произведениям севильского мастера, сцены в которых полны пленительной таинственности и гармонии.
- Галина Чувиляева «Солнечные ангелы и волшебный лес»
- Фра Бартоломео: флорентийский художник высокого Возрождения
- Бартоломе Эстебан Мурильо - жизнь и картины
- Картина «Мадонна с младенцем» не может быть вывезена из Великобритании
- Работы Ботичелли и Фра Бартоломео проданы на Christie’s за рекордные цены
- «Ночь музеев» в ГМИИ им. А.С. Пушкина