«Композиции и натюрморты». Выставка произведений Бориса Мессерера читать ~4 мин.
с 19 Декабря
по 8 ЯнваряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
19 декабря 2017 года в 16.00 Российская академия художеств в залах по адресу: ул. Пречистенка, 21 представляет выставку произведений народного художника РФ, лауреата Государственных премий РФ, академика Российской академии художеств Бориса Асафовича Мессерера – «КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЫ».
В состав ретроспективной выставки вошло около 100 живописных и графических произведений мастера, созданных за последние десятилетия. Это – портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные композиции и др.
Имя знаменитого сценографа Б. Мессерера хорошо известно далеко за пределами нашей страны. Он является автором художественного решения более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, большинство из которых стали классикой отечественного искусства. Б. Мессерер с одинаковым успехом оформляет оперы и балеты, драмы и комедии. Художник изобретателен и новаторски смел в своих сценографических решениях, что особенно проявилось в его работе над балетными спектаклями, которые принесли мастеру широкое признание. Многие из них были показаны в Европе, Америке, Японии. Он работал в крупнейших театрах нашей страны, сотрудничал с известными режиссёрами нашего времени.
Подлинная театральность, чувство стиля, богатство выразительных средств, высокая культура и эрудиция являются характерными чертами личности художника. Талант Б. Мессерера всегда был направлен на усиление экспрессивности образов, на отрицание бытовизма и иллюстративности. Мастер каждый раз создавал свой особый пластический образ спектакля, выступая одновременно как архитектор, как инсталлятор и как график.
Уникальный талант Б. Мессерера, человека мощного творческого темперамента, и его стремление к универсальности проявились в разных областях изобразительного искусства: как в театрально-декорационном искусстве, так и в живописи, графике, дизайне, монументальном искусстве, скульптуре и архитектуре.
Б. Мессерер наделен редким даром преображения вещей в театральном спектакле. Он использует самые разнообразные средства образной выразительности – от подлинных вещей до различных форм станкового искусства. По мнению автора, использование в сценографии выразительных возможностей станкового искусства придает новое звучание, новый смысл театральному зрелищу. Зачастую самые обыденные прозаические вещи обретают в декорациях автора символическую выразительность.
Живопись и графика Мессерера сродни театру. Художник привносит черты театрального мышления – конструктивизм, особые пространственные решения – в станковое искусство. Экспозиция необычайно разнообразна по своему составу. В ней представлены портреты, посвященные дорогим его сердцу людям – выдающемуся поэту, жене и верному другу Белле Ахмадулиной и кузине художника, великой балерине Майе Плисецкой. Несомненный интерес представляют как острохарактерные, разнообразные по пластике и колористическому решению живописные композиции из серии «Балерины» и цветные офорты из серии «Танцы в стиле ретро», так и городские пейзажи из серий «Прибалтика», «Сванетия», «Бухара». Живописным композициям с декоративными и театрализованными предметами окружающего мира – граммофонами, самоварами, бутылками, утюгами, старинными керосиновыми лампами, креслами и другими объектами – присущ острый ритмический строй, художник даёт их «крупным планом», подчеркивая основательность, прочность, конструктивность и красоту предмета.
Б. Мессерер увлеченно занимается станковой графикой, в частности, офортом. Он сконструировал не имеющий аналогов станок, который даёт возможность создания крупноформатных листов, способствующих усилению декоративного начала графических произведений. Художник также разработал уникальную технику печати многослойных цветных офортов с тонкой цветовой палитрой и своеобразной архитектоникой. В этих работах мастер стремится к раскрытию глубинной сути и природы вещей, их гармонии, придавая привычным и обыденным предметам определённую одухотворенность и утонченную выразительность. Художник демонстрирует прекрасное владение различными графическими техниками: среди них – цветные офорты из серий «Композиции с пилами», абстрактных композиций и др. Рисунки углем «Белые ночи» посвящены Санкт-Петербургу. В технике акварели выполнены городские пейзажи с видами Рима, Ялты, Тарусы, Вологды, а также натюрморты с цветочными композициями.
Инсталляции Б. Мессерера являются ещё одним шагом в развитии пространственных искусств. Созданию этих сложных, разномасштабных конструкций способствовало стремление художника реализовать свои творческие планы в области архитектуры, дизайна и монументального искусства. Многие годы он увлеченно работал над реальным воплощением идеи синтеза искусств.
Не менее значимой областью творческой деятельности Б. Мессерера является выставочный дизайн. Он являлся автором концепций и художественно-пространственных решений более 30 престижных выставок в ГМИИ им. А. С. Пушкина, ЦВЗ «Манеж», Государственном историческом музее и др.
Выставка позволяет оценить масштаб таланта Б. Мессерера, его артистической художественной натуры, почувствовать дух новаторского поиска, смелого эксперимента, который всегда отличал творчество этого яркого и самобытного мастера.
Выставка работает по 8 января 2018 года.
- Наташа Шалина. ШКАФ, МОЙ ШКАФ
- Юбилейная выставка живописи и графики Бориса Мессерера «Темы и вариации»
- Юбилей Бориса Мессерера продолжается выставкой в Третьяковской галерее
- Персональную выставку, открывшуюся в филиале музея Бахрушина, Игорь Четвертков посвятил своим учителям
- В Радищевском музее прошло открытие персональной выставки Бориса Мессерера с участием автора