Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие читать ~4 мин.
с 15 Марта
по 22 МаяГалерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ул. Волхонка, 14
Москва
15 марта в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется выставка «Котёл алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие». В экспозиции представлены произведения из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также из художественных собраний Австрии, Германии, Италии, России, США и Японии.
Партнёр выставки — «Абсолют Страхование».
Привычка доверять своему зрению гораздо более зыбкая, чем принято полагать. Выставка «Котёл алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить об образах зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс.
В центре внимания проекта находится образ незрячего человека, представленный в культуре разных эпох, в том числе в современном искусстве. Параллельно выставка исследует развитие концепций ближнего, «осязательного» и дальнего «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Опыт цветовой слепоты и тоннельного зрения, слепое рисование и радикальное сокращение палитры, духовные практики и аффект, смотрение затылком и пятками — эти и многие другие художественные эксперименты становятся частью выставки. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей».
В мировой и российской практике опыт одновременного использования разных чувственных способов восприятия называют мультисенсорным. В этом случае вместо зрения в произведении может использоваться вкус, звук, прикосновение, ощущение собственного тела в пространстве и многие другие чувства. Можно сказать, что тело зрителя становится ретортой, котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений. Помимо этой аллегории название выставки отсылает нас к работе Зигмара Польке «Котёл алхимика» 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.
Выставка является исследованием редукции зрения в истории искусства, а также попыткой пересмотра иерархии чувств. Специально для этого проекта в Пушкинском музее японский художник Ёхэй Нисимура создал серию мультисенсорных объектов, которые предусматривают включение разных чувственных возможностей зрителя. Нисимура использует тактильные и звуковые ощущения в сочетании со зрением, допуская равноправие способов восприятия в произведении искусства.
Центральный образ проекта — оптический объект Олафура Элиассона Future eye seeing now (Глаз будущего смотрит в сегодняшний день, 2020) отсылает нас к идее «перевёрнутого мира» и «зыбкости зрения». На выставке также представлена инсталляция Олафура Элиассона The casting of soon after now (Скоро зависит от сейчас, 2021).
Большая часть экспозиции «Котёл алхимика» посвящена слепому рисованию, распространённому в начале XX века методу создания искусства. В экспозиции представлены редкие рисунки Арнульфа Райнера, а также произведения Ханса Хартунга, принадлежащие раннему и зрелому периоду его творчества. Для разговора о незрительных практиках в искусстве современности важно было представить уникальные графические произведения из собрания коллекционера и исследователя Бориса Фридмана.
Работы итальянского художника арте повера Джузеппе Пеноне 1970-го года также занимают в проекте важное место. Здесь, например, представлен знаковый кадр Обращая зрение вспять — портрет художника с зеркальными контактными линзами, которые временно лишают его зрения, но делятся отражениями с окружающими. Благодаря использованию фотографии художник имеет возможность видеть в будущем образы, сохранённые в прошлом.
«Постепенно выходя с периферии зрения в центр внимания общественности, мультисенсорные эксперименты становятся частыми участниками музейных экспозиций. Выставка “Котёл алхимика” не претендует на полное раскрытие темы редуцированного и расширенного восприятия, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, которое обусловлено видением кураторов и коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было поговорить о многозначности слепоты в политическом, экологическом, социальном и художественном контекстах и о бесконечной вариативности личностного восприятия, что неотделимо от художественного содержания и смысла существования современного музея», — Евгения Киселёва, автор идеи, куратор выставки, руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Среди художников, чьи работы представлены на выставке: Ханс Арп, Георг Базелиц, Андриес Бот, Луи-Леопольд Буальи, Вольс, Хендрик Гольциус, Жан-Мари Делаперш, Оноре Домье, Цукиока Ёситоси, Клод Лоррен, Джузеппе Кастильоне, Ими Кнобель, Мария Лассниг, Ян Ливенс, Хайнц Мак, Михаил Матюшин, Ёхэй Нисимура, Пабло Пикассо, Отто Пине, Арнульф Райнер, Рембрандт ван Рейн, Джузеппе Пеноне, Ханс Хартунг, Бартоломеус Холл, Олафур Элиассон, Гюнтер Юккер и другие.
Музей выражает благодарность студии Олафура Элиассона и галерее Neugerrimschneider (Берлин, Германия); студии Арнульфа Райнера (Австрия), Ilona Gallery (Москва); студии Джузеппе Пеноне (Италия), а также арт-департаменту «Дойче Банк» за предоставление произведений на выставку.
Проект будет сопровождаться обширной образовательной программой, которая включает в себя лекции, дискуссии, ольфакторные мастер-классы и телесно-ориентированную медиацию. Издание к выставке включает тексты о слепоте, прозрении и незрительных практиках восприятия Ханса Зедльмайра, Дени Дидро, Жака Деррида, Оноре де Бальзака, Степана Ванеяна, Каро Вербеек, а также кураторов и хранителей ГМИИ им. А. С. Пушкина.