Лекция Варвары Склез «Повторить неповторимое:
реконструкция в театре и фотографии.»
28 Июля
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, стр. 1
Москва
28 июля – четверг – 19:30
Лекция Варвары Склез будет посвящена практикам реконструкции и статусу повторения в искусстве ХХ века. Если искусство авангарда превыше всего ставило подлинное и аутентичное (а также связанный с этими понятиями уникальный опыт), то такие теоретики как Вальтер Беньямин и Розалинд Краусс обратили внимание на связь практик авангарда с идеями копии и воспроизводимости (как в случае гипсовых отливков у Родена или вопросе о подлинном фотографическом отпечатке).
В теории и практике польского театрального режиссёра Ежи Гротовского такие сюжеты как подлинность и невоспроизводимость эстетического опыта, безусловно, занимают центральное место. Тем удивительнее выглядит попытка ВустерГруп (WoosterGroup) в 2004 году реконструировать – то есть повторить во всех деталях – 20-минутный отрывок из спектакля Гротовского «Акрополь» (а точнее, повторить видеозапись, сделанную в Лондоне в 1968 году) в рамках своей постановки «Бедный театр».
Зачем художники в разных видах искусства ставят задачу буквально повторить те или иные произведения, как бы заранее отказываясь от претензии на подлинность и уникальность своего творчества?Может ли реконструкция повторить прошлое или другое произведение? Какого типа участия требует реконструкция от зрителя и художника? В каких отношениях она находится с институциональным и экономическим контекстом современного искусства? И какие перспективы для взгляда на историю искусства она открывает?
О лекторе:
Варвара Склез закончила магистратуру по культурологии в РГГУ, магистратуру по public history в Университете Манчестера. Сооснователь Лаборатории публичной истории, участник Независимой исследовательской лаборатории Theatrum Mundi, редактор сайтаtheatrummundi.org, куратор. Публиковалась в журналах «Новое литературное обозрение», «Социология власти», «Артикульт», «Транслит». Область исследовательских интересов: performance studies, теория история, public history, документальный театр, театр Ежи Гротовского.