Любовь Савельева. «Между небом и землей». Стекло, графика, стихографика читать ~4 мин.
с 3 по 22 Марта
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет юбилейную выставку произведений народного художника России, академика Российской академии художеств, признанного мастера декоративного искусства Любови Ивановны Савельевой «Между небом и землёй».
Творчество Любови Савельевой – особая страница в истории современного искусства. С первых её работ ярко проявилась неординарность творческой личности, обозначился индивидуальный самобытный путь в искусстве, всегда созвучный времени или опережающий его. Юбилейная выставка включает произведения разных лет. Удивляет универсальное дарование автора. Она работает со стеклом, керамикой, не менее успешно в графике, занимается живописью, пишет стихи, создала особую форму авторского высказывания стихографику.
Л.И. Савельева родилась в Москве. В 1966 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (МГХПА им. Строганова) по специальности художественное стекло. Ее педагогами были известные художники Г. А. Антонова, Б. А. Смирнов, В. П. Статун. Сразу после окончания МВХПУ Савельева становится постоянным участником художественных выставок. Первые работы она выполняла на Дятьковском заводе художественного стекла. В 1974-1978 работала на стеклозаводе «Красный май».
Особый глубоко личностный склад мышления Л. Савельевой, эмоциональность и безошибочное видение свойств материала и технических приёмов в каждом конкретном замысле приводят к открытию. Понятие «авторский стиль» в полной мере применимо к её творениям. «Взлететь – переступить себя», полёт в пространство, прорыв, окрылённость – в этих словах заключён истинный смысл творческого порыва автора в реализации своих идей. Мир её произведений многогранен и богат, светел и драматичен.
В 1975 году Савельева создала уникальную пластическую композицию «Сокольники», ставшую знаковой в творчестве автора, равно как и в обновлении линии развития в отечественном стеклоделии. Полые прозрачные объёмы стали поэтичной метафорой стекольного пространства, пейзажа, населённого людьми, птицами, расписанными силикатными красками. Вслед появились «Земля», «Автопортрет в пространстве», «Бассейн», «Бухта Посьет», «Двое» и десятки других работ, в которых автор развивает свою версию стекольного микромира.
Живописная свободная манера росписи Савельевой, всегда узнаваемой, развивалась параллельно с видоизменением пластической формы декоративного предмета из цветного стекла авторские циклы «Кресла», «Мои современники», «Мои соседи», «Вместе», «Здравствуй племя младое, незнакомое».
Савельевой удалось развить и продолжить уникальную традицию пластики из стекла, начатую В.И. Мухиной. Одна из её лучших работ – серия «Скорбящие» с изображением группы женщин, словно застывших в скорбной позе, жестах. Л. Савельева одна из первых обратилась к работе с плоским листовым стеклом, к технике спекания (фьюзинг) этого необычного материала, создав серию портретов поэтов: «А. Пушкин», «Н. Гоголь», «Ф. Тютчев», «А. Ахматова», а также жанровые сцены.
Особый творческий и смысловой ход заключается в изобретённой авторской технике, соединившей стекло и металл. В 2010-2014 годы Савельева создаёт пластические рельефы, в которых фигуры, вырезанные вручную из медных пластин, вплавлены внутрь стеклянного пласта («Ангел», «Кто мы», «Люди», «Матери», «Бегущие»).
Именно в таких авторских придумках проявляется индивидуальный стиль, неповторимый почерк мастера. Мудрая простота, высокий смысл и духовное начало представляются самыми сильными и значительными чертами художественных творений Любови Савельевой. «Застывшее стекло – как форма мысли, как форма чувства, форма бытия… В нём воздух и безмерное пространство!». Эти слова автора объясняют суть её художественных творений.
К фаянсовой пластике Савельева обратилась в начале 1980-х годов. Непрозрачный белый материал диктует иной образ пространства. «Двое», «Дар», «Облако», «Поэзия и философия», «Мысль о жизни», «Мысли о мире» являют нам мир образов и людей со всеми их жизненными коллизиями. Несомненной удачей автора являются скульптуры «Ангел», «Серафим Саровский», серия портретов Пушкина, Гоголя, «Лицеисты». Дальнейшее развитие пластической формы происходит в 2015-2019-е годы в таких работах как «Разговор», «Шахматист», оригинальной композиции с двусторонним изображением «Двойные портреты». Сочетание белой поверхности и чёрной графической росписи создаёт особый декоративный эффект.
Графическое искусство мастера составляет значительную часть творчества. Особый почерк рисунка, сочетающий энергичные по ритму линии, штрих, пятно, геометрические элементы и растительные мотивы, изображение фигур в движении, в сложных ракурсах создают картину многообразного микромира.
Своеобразным художественным открытием Савельевой стала её «стихографика». Авторские стихи являются частью композиции графического оформления книги, со страниц которой словно звучит слово изображённых персонажей.
Выставка даёт представление о творчестве незаурядного художника, силой своего искусства призывающего к размышлениям о смысле бытия.
Творчество Л. И. Савельевой отмечено престижными наградами и премиями различных отечественных и международных организаций, работы экспонировались на многочисленных российских и международных выставках, конкурсах, симпозиумах по стеклу. Произведения художника представлены в собраниях крупнейших музеев России, стран СНГ, в коллекциях галерей США, Бельгии, Дании, Великобритании, Швеции и других стран Европы, в частных коллекциях.
Материал подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ Л. В. Казаковой.