Научно-выставочный проект «ВОКРУГКВАДРАТА ИЛИ В ОЖИДАНИИ ГЕРОЯ», посвященный 100-летию создания «Черного квадрата»
с 10 Ноября
по 17 ДекабряГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
«Новое время» никогда не наступает календарно. Из-за «диффузии веков» реалии третьего тысячелетия обретают зримые черты только сейчас. Закончился первый век «после классического искусства», век модернизма и постмодернизма символической точкой отсчета которого явилось возникновение и осознание супрематизма.
«Черный Квадрат», как отдельное высказывание, как декларация, появился ровно сто лет назад.
Все это время вокруг «Черного Квадрата» ломались копья.
Кажется, своей силой Он подавил артистическое либидо целых поколений. Так или иначе, практически все художественные жесты ХХ-ого века тесным образом связанны с рефлексией по поводу Малевича. Он представал, то символом светлого пути, то виделся образом мрачного апокалиптического прогноза… Александр Бенуа писал: «Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим названием мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Предлагаемый проект своей декларативностью стилистически вполне соотносим с поведенческой структурой в культурном пространстве самого Казимира Малевича. Ушедший век «разжевал и переварил» идеи футуризма.
«Черный Квадрат», как икона ХХ-ого века умер вместе с его религиозными постулатами, как идея «новой духовности» подвергнутой обструкции временем.
Возникший, как один из задников для сцены футуристической оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем», он стал символом смерти «академического искусства». В этом смысле, так же символично засвидетельствовать «смерть Квадрата» в стенах Академии.
За основу работы над организацией выставочного пространства используется «Миф о Минотавре». Вслед за небезызвестными «примерами переосмысления» такими как, «Божественная комедия» Данте, где Минотавр предстает «Стражем седьмого круга Ада», «Дом Астерия» Борхеса, или «Шлемом ужаса» Пелевина, ведущего повествование от лица чудовища, параллельного мира Роберта Шекли, где Тесей и Минотавр так и не смогли встретиться. Структура мифа служит инструментарием для анализа «Проблемы Черного Квадрата». Предлагается создать лабиринт «Черного Квадрата» где последний предстает Минотавром, ожидающим очередных жертвоприношений, а представленные произведения являются свидетельством мучений погибших жертв.