Николай Вдовкин, Екатерина Вдовкина «Два поколения» читать ~5 мин.
с 18 по 29 Августа
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
В залах Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, профессора Николая Михайловича Вдовкина и почётного члена Российской академии художеств Екатерины Николаевны Вдовкиной – представителей знаменитой российской творческой династии художников – эмальеров. Экспозицию составят более 50 станковых произведений нескольких последних лет, выполненных в технике горячей эмали, демонстрирующих главное направление творчества мастеров, вектор их авторских исканий и одну из граней интереснейшего явления современного искусства.
История искусства эмали насчитывает многие столетия. С древнейших времен она использовалась не только как прекрасный материал для украшения ювелирных и декоративных изделий, но и как материал изобразительного искусства. Достаточно вспомнить знаменитые византийские, лиможские или китайские произведения. Заказчиками работ была церковь, дома знатных вельмож. На Западе и на Востоке из эмали создавали целые ансамбли. В России один из периодов её расцвета связан с творчеством художников Усолья, Великого Устюга, Ростова Великого, деятельностью мастерских и монастырских школ росписи по эмали, развитием портретной миниатюры. Новый подъем искусства эмали возник в конце XX века, когда она оказалась в центре новаторских художественных поисков. Обращаясь к богатейшему культурному наследию и опыту мастеров прошлого, современные художники избрали путь создания уникальных авторских работ, применяя древнейшую технологию в станковой и монументальной формах искусства, искали пластические и технические приемы, свой образный строй.
Николай Михайлович Вдовкин – не только один из тех, кто стоял у истоков современной художественной эмали, но и признанный на международном уровне лидер региональной школы. Он родился в 1948 году, в 1972 году окончил факультет «интерьер и оборудование» Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова (ранее МВХПУ). С самого начала творческой деятельности проявилась его склонность к работе в материале. Он начал с экспериментов в стекле, создал ряд витражей для интерьеров в Хабаровске. Художник параллельно работал в металле. Комплексно решая оформление интерьеров, выполнил ряд светильников из цветного металла. С середины 1980-х годов, после первой поездки в Кечкемет (Венгрия) на международный симпозиум по эмали, именно к ней он обратился, как к основе своего творчества. С тех пор он постоянно участвовал в симпозиумах в Венгрии, которые со временем приобрели значение не только плодотворных творческих встреч, но и экспериментальной лаборатории, стимула к профессиональному и техническому совершенствованию. За несколько десятилетий мастер прошел нелегкий путь освоения древнейшей технологии, создания собственных изобразительных приемов.
Эмали Вдовкина близки к живописи. Только роль связующего здесь выполняет огонь. Художник пользуется широкой палитрой эмалей высокого и низкого обжига, дающих различную поверхность: блестящую и матовую, гладкую и фактурную. Комбинированная техника помогает получить не только нужную фактуру, но нередко даёт новый художественный результат. В изобразительном решении произведений главную роль играют декоративная выразительность силуэта и колорита. Любимый формат эмальерных произведений художника – панно в размере станковой картины, позволяющей вести доверительный разговор со зрителем. С годами авторский стиль достиг такого уровня мастерства, что для него практически не осталось малодоступных тем и сюжетов. Его работы отличаются новизной и выразительностью образов. Н. Вдовкина привлекают сюжеты с подчеркнуто символическим значением. Мир, созданный художником, наполнен игрой, парадоксами. Постоянные темы его творчества – любовь, борьба добра и зла, природа, космос, мировое пространство. Большинство работ имеют философское звучание («Два поколения», «Крестный путь», «Воспоминание»). Во многих работах глубина образа достигается соединением сакрального и мирского («Материнство», «Парижская мадонна»). Выставка знакомит с произведениями широкого тематического диапазона и позволяет оценить виртуозное мастерство мастера.
Н. Вдовкин много работает не только в станковой живописной эмали, но и в технике настенной росписи в интерьерах храмов, создает монументальные иконы, такие, например, как установленные в 1997 году на фасадах здания Свято-Никольского Собора в городе Железноводске. Он разрабатывает и выполняет в материале законченные комплексы монументально-декоративной живописи, где эмаль гармонично сочетается с традиционными живописными техниками. Среди них – произведения в Ольгинском храме Железноводска (1992–1994), храме Георгия Победоносца в комплексе «Рокада» Минераловодского района (2004–2005).
Художник живет и работает в Ставропольском крае. Он передает свой опыт и мастерство студентам Южного Федерального университета, ведет преподавательскую деятельность в Италии (г. Бергамо), в Германии (г. Дайдесхайм, г. Химмерод, г. Хан-Мюнден). С 1991 года на базе своей мастерской в Побегайловке проводит творческие международные симпозиумы по эмали, возглавляет Гильдию эмальеров России. Н. Вдовкин – участник региональных, российских и всесоюзных выставок (с 1973г. ) Произведения мастера находятся в музеях Москвы, многих городов России и за рубежом, а также в частных коллекциях многих стран мира. Художник удостоен высоких академических и общественных наград.
Художественные традиции семьи продолжает дочь Екатерина Вдовкина. Она родилась в 1978 году, окончила Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова, затем факультет художественной обработки металла Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (бывш. ЛВХЗПУ им. В. И. Мухиной),. Екатерина Николаевна член Союза художников России, член Творческого Союза художников России, член Творческого союза иконописцев России, лауреат многих профессиональных конкурсов, награждена золотой медалью РАХ. Она работает в архитектуре, создает витражи, росписи, произведения иконописи, станковые и декоративные композиции. Врожденное чувство материала, умение соединить в произведении разнообразные технические приемы сочетается в её работах с оригинальной тематикой. «Руки создающего», «Старый дом», «Древние цивилизации» и др. В её работах проявляются унаследованные от отца подход к творчеству, стремление к постоянному совершенствованию мастерства, глубокое переживание проблем современного мира. И в то же время произведения Е. Вдовкиной обладают ярко индивидуальным образным строем и изобразительным решением.
Сюиты станковых эмалей отца и дочери – диалог двух поколений, и в более широком плане – перекличка эпох, в их непрекращающемся самопознании, художественном постижении смысла бытия.
В подготовке материала использованы статьи искусствоведов М. В. Хабаровой, И. Ю. Перфильевой.
- Декоративное искусство ТСХР. Керамика, эмаль
- Игорь Дрёмин: Декоративное искусство, керамика, эмаль
- Выставка Николая Вдовкина «Форма. Движение. Образ»