«НОВОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ГОСУДАРСТВА» читать ~5 мин.
с 30 Марта
по 29 МаяГалерея ЭРИТАЖ
Петровка ул., 20/1
Москва
Место провидения выставки: Галерея ‘ЭРИТАЖ
Даты: 30 марта – 29 мая 2017г.
Куратор: Кристина Краснянская
Дизайн и сценография: Ада Карбатова
Менеджеры проекта: Анастасия Докучаева и Анна Ким
Участник проекта: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Соорганизатор выставки: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему. А. Родченко
Выставка охватывает первые два десятилетия после революционных событий, открывая зрителю супрематические и кубистические эксперименты в области живописи и графики таких художников, как А. Древин, Н. Удальцова, В. Степанова, А. Родченко, А. Лентулов, Д. Штеренберг, Ю. Анненков, фотографии А. Родченко и Г. Петрусова, а также уникальные произведения ведущих художников в агитационном поле, затрагивающем такие отрасли, как архитектура, скульптура, дизайн, агитационный плакат, декоративно-прикладное искусство (агит-кость, агит-фарфор, агит-лак, агитационный текстиль).
На выставке представлены работы крупнейших мастеров Палеха, редкие агитационные плакаты, уникальные предметы фарфора 1920-х авторства С. Чехонина, редчайшие предметы мебели 1920-х гг. из Дома на Набережной авторства Б. Иофана, уникальный пример агитационного дизайна – Мемориальный кабинет НКО «Ворошиловский уголок», архитектурные проекты А. Щусева, П. Шадрикова, К. Алабяна, Д. Чечулина, В. Щуко и В. Гельфрейха и др. Также представлены предметы агитационного дизайна – предметы мебели в стиле советского ар-деко Ивановского Интернационального детского дома для испанских детей №5, а также мебель детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно», выполненной по проекту архитектора А. Дмитриева, учителя М. Гинзбурга. Дизайн в культуре авангарда – это системное явление, проявляющееся прежде всего в концептуальном подходе к быту и окружающему миру. В сфере дизайна и архитектуры художники активно проектировали и выстраивали «модели желаемого будущего». На выставке представлены разные области искусства: дизайн, архитектура, живопись и графика, плакаты, декоративно-прикладное искусство, фотография, кино и театр… Программным произведением в экспозиции стал занавес Большого театра по эскизу Ф. Федоровского, который первым в истории Большого театра являлся раздвижным. Будучи главным художником БТ, Ф. Федоровский в начале 1930-х работал над эскизами нового занавеса на тему годовщины революции в духе агитационного искусства того времени с многократным использованием советской символики: серпа и молота, колосьев, деталей механизмов. На нём также были вытканы даты: 1871 – год Парижской коммуны, 1905 – год первой русской революции и 1917 – год Великой Октябрьской революции, а также лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Занавес был установлен в 1937 году.
В концепции выставки отдельной темой выделена работа художников с театром.
Представлены эскизы костюмов и декораций к главным постановкам в ведущих театрах – Ф. Федоровского, В. Стенберга, А. Веснина. Это как раз та сфера, где очень ярко воплощались смелые авангардные идеи, где искусство переживало совершенно новый виток развития, где агитационные задачи решались посредством новаторских авангардных идей. 1920-е годы – это то время, когда русское изобразительное искусство переживало период своего расцвета. Революция и связанные с ней потрясения, которые должны были снизить художественную активность, в действительности дали искусству новый импульс. Выставка «Новое искусство нового государства» ставит вопрос перед зрителем: так что же такое Великая Октябрьская революция для русского искусства? Что породила она? Что привнесла и открыла, а что безвозвратно разрушила и отняла..? Эта тема оказалась настолько глубокой, что ответить на нее в рамках одного проекта вряд ли представляется возможным… Тем не менее идея выставки состояла в том, чтобы дать возможность зрителю соприкоснуться с удивительными открытиями в русском искусстве, что происходили благодаря появлению нового государства, оценить творческие замыслы и по-настоящему революционные произведения художников и архитекторов, всерьез верящих в построение нового, идеального, свободного и прекрасного мира. Сегодня, спустя 100 лет, мы можем, отбросив все лишнее, уже в новом ракурсе увидеть и вновь оценить тот уникальный масштаб русского искусства 1920-х – 1930-х гг., которое пережило все последствия главной Революции ХХ века, вышло далеко за пределы России и Советского Союза и на сегодняшний день стало уже частью мировой истории культуры.
Диван-лира. Мемориальный кабинет «Ворошиловский уголок». Наркомат Комиссариата Обороны. 1938. Частная коллекция
Занавес Большого театра. По эскизу Ф.Федоровского. 1937. Частная коллекция
Молочник «Дадим стране металл». Дулево. 1920-е. Частная коллекция
Плакат «Да здравствует III коммунистический Интернационал!». 1919. Частная коллекция
Радио. Кость мамонта. 1920-е. Частная коллекция
Стол. 1920-е. Частная коллекция
Стул. По проекту Б.Иофана для Дома Правительства («Дома на Набережной»). Конец 1920-х гг. Частная коллекция
Супница с крышкой. С.В.Чехонин. 1920-е. Частная коллекция
Трибуна. Гарнитур детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно». По проекту А.И.Дмитриева. 1934. Частная коллекция
Чайник с супрематической росписью. 1920-е. Частная коллекция
Ширма. Гарнитур детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно». По проекту А.И.Дмитриева. 1934. Частная коллекция
Фигурина (театральный эскиз). В.Ф.Степанова. 1920. Частная коллекция
Иофан Б.М., Щуко В.А., Гельфрейх В.Г. Проект Дворца Советов. Перспектива. 1933. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева
Чечулин Д.Н., соавтор Каурков К.В. Проект здание Управления Аэрофлота. Конкурс. Перспектива. 1934. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева