Образ русской усадьбы на сцене театра читать ~3 мин.
с 4 Июня
по 29 СентябряТеатр Гонзага в Архангельском
Московская обл., 5-й км. Ильинского шоссе, Красногорский р-н, п. Архангельское
Москва
4 июня в Театре Гонзаги состоится открытие выставки «Образ русской усадьбы на сцене театра», совместного проекта Музея МХАТ и музея-заповедника «Архангельское». В фойе театра будут представлены 3 макета и 20 эскизов декораций из собрания Музея МХАТ, а также 4 настенника, привезённых в театр Гонзаги из театра в доме Юсуповых на Большой Никитской улице в Москве.
Сегодня театр с системой сменных декораций, построенный в усадьбе Архангельское князем Н. Б. Юсуповым в 1817-1818 годах по проекту Пьетро ди Гонзага, назвали бы «инновационным». Устроенный по образцу итальянских «театр декораций» стал важным элементом в истории российского декорационного искусства.
«Обращение к уникальному собранию Музея Московского Художественного академического театра было обусловлено изучением процесса формирования визуального кода усадьбы в русской культуре. Основатели МХАТ – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко – вывели на сцену театра не только лучшие образцы русской литературы, но и в немалой степени поспособствовали созданию обобщённого образа усадьбы в глазах публики: практически каждая постановка становилась этапной в развитии сценографии», – рассказывает заместитель директора музея-заповедника «Архангельское» по выставочной деятельности Ольга Нестерцева.
На протяжении 125 лет на сцене МХАТ выступали самые различные художники: Владимир Симов и Борис Кустодиев, Михаил Добужинский и Константин Юон, Николай Крымов и Владимир Дмитриев, Вадим Рындин и Николай Акимов, Давид Боровский, Валерий Левенталь, и многие другие. Спектакли МХАТ, связанные с именами А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и других, поставленные ведущими художниками ХХ века отразили процесс формирования художественного мифа-утопии о культуре и быте русской усадьбы со всеми обязательными театральными условностями. Наиболее известные постановки МХАТ, где в качестве места действия фигурирует усадьба: «Горе от ума», «Мёртвые души», «Месяц в деревне», «Осенние скрипки», «Ревизор», «Горячее сердце» «Вишнёвый сад», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Иванов» и другие.
В постановке «Мёртвых душ» (В. Симов и В. Дмитриев) режиссёр и художники остановились на принципе предметного оформления, ограниченного пределами игровой точки. Вещь в этом случае если и имитировалась, то с предельной тщательностью, с учётом её подлинных материалов, требований стиля и типичности места действия. Станиславский не был удовлетворён состоянием декорационной живописи и подчёркивал задачу восстановления в театре традиций больших мастеров. Один из собеседников Станиславского приводит его характерные слова: «В идеале все на сцене должно быть написано, но это невозможно, так как то знание законов театральной перспективы, какое было присуще, например, Гонзаго, теперь утеряно». Режиссёру было важно найти художника, который, умел бы «переносить красоту на сцену из жизни и природы так, чтобы не помять её и не изуродовать при переноске». Таким художником для МХАТ становится Владимир Дмитриев.
В представлении многих поколений зрителей, усадьба – это обязательно двухэтажный дом с колоннами и высокими окнами, усадебный парк – с беседками и скульптурами, пейзажем и колдовской водой. Как ассоциации с левитановскими пейзажами природа входит в спектакль, в жизни героев, их судьбы. Замысел сценографа продолжает воскресать в воспоминаниях о наших театральных впечатлениях максимально яркой картинкой.
Выставка будет открыта до 29 сентября 2024 года. Посетить её можно в составе экскурсий, а также перед концертами и спектаклями, которые проходят в Театре Гонзаги в летний сезон. Театральный сезон откроется уже 8 июня концертом «Чайковский. Евгений Онегин». Оперный центр «Вокалион» при поддержке Продюсерского центра Бондарчука представят классическую оперу «Евгений Онегин» в современном иммерсивном формате. Зрители станут участниками событий самого известного произведения Александра Пушкина и Петра Чайковского.