«Путешествие к центру Земли»
с 4 по 17 Июля
Artplay
Нижняя Сыромятническая, д. 10
Москва
Участники: Анастасия Богомолова, Сергей Братков, Павел Волков, Левон Гаспарян, Иван Горшков, Илья Гришаев, Алексей Добров, ЕлиКука, Андрей Ишонин, Петр Кирюша, Таисия Круговых, Куда бегут собаки, Константин Ларин, Дамир Муратов, Иван Мурзин, Обледенение архитекторов, Нати и Алексей Пушкаревы, Алена Терешко, Иван Тузов, Олег Устинов, Дмитрий Федоров
Выставочный проект «Путешествие к центру Земли» посвящен задаче исследования и показа творческого потенциала современных художников России, их способности заниматься визуальным искусством в нынешней ситуации гиперцентрализации российской культурной жизни.
Наш проект заявляет о новом этапе независимого современного российского искусства – о современном андеграунде.
Нынешний андеграунд, конечно, имеет мало общего с нонконформистами семидесятых-восьмидесятых. Отсутствие «железного занавеса» и цифровые технологии со всей очевидностью изменили как художественную среду, так и весь контекст отечественной жизни. Однако, несмотря на единое информационное поле, региональность в России – весомое слово, понятие, за которым стоят совершенно разные идентичности, жизненные уклады, визуальные традиции, все ещё противостоящие унифицирующему действию массовой культуры.
Чтобы объединить в одном проекте разнородные творческие поиски, кураторы решили сосредоточиться на таком типе творчества, которое манифестирует себя в виде реакции на повседневную жизнь, поскольку диалог и противостояние с обыденностью является одним из важных «моторов» художественной деятельности в России. Этот экзистенциальный поворот и является новым нонконформизмом, поскольку речь идет о независимости от обслуживания художниками как идеологических, так и коммерческих заказов, к которым сегодня можно причислить и заказы крупных арт-институций, проводящих в жизнь политику зрелищного популизма.
«Путешествие к центру Земли» – это преодоление ситуации несвободы искусства с помощью самого искусства, так же, как выживали андерграундные художники при советской власти: иные формы существования здесь осознавались и обыгрывались как «персонажные», ролевые игры. Молодые российские художники тоже примеряют на себя маски медиков-шарлатанов, ушлых менеджеров, зашоренных дизайнеров и даже умельцев-кустарей.
Гремучая месть любви и иронии, беззаботности и сарказма может, как кажется, если не оздоровить национальную культурную ситуацию, то хотя бы открыть для нее новые внутренние ресурсы. Тем более, что если концептуалистское подполье располагалось, главным образом, в Москве и Ленинграде, то сейчас речь идет о целой сети – а лучше сказать, ризоме, которая протянулась по всей территории наше страны и связала между собой художников разных регионов.
- «Волшебный фонарь» Тимоти Гартона-Эша, краткое содержание
- «Борис Годунов», краткое содержание
- Жак-Луи Давид: Французский неоклассический исторический художник