С иронией и без. Современная немецкая музыка
18 Апреля
Рахманиновский зал консерватории
ул. Большая Никитская, д. 13/6
Москва
18 апреля 2019, чт / Рахманиновский зал, 19. 00.
Для широкой публики (и даже для большинства музыкантов) немецкая музыка – это всегда воплощение глубокого философского осмысления мира. Но немецкая музыка – это нередко также юмор, сатира и ирония! Можно вспомнить, например, «Шутку» Баха, «Ярость по поводу утерянного гроша» Бетховена или «Трёхгрошовую оперу» Вайля, а также многое другое. В концерте 18 апреля мы хотим обнажить контрасты между серьёзным и ироничным в современной немецкой музыке. Программа концерта была составлена так, чтобы охватить сочинения, представляющие такие противоположные эмоциональные полюсы.
Для участия в этом проекте мы пригласили в Москву замечательного немецкого композитора Йоханнеса Шёльхорна. В его «Анаморфозах» музыка Баха подвергается радикально-авангардной обработке, которая парадоксальным образом сочетается с джазово-свинговой манерой изложения. А его обработка и оркестровка «Лунного Пьеро» Макса Ковальского ("Пьеро» не Шёнберга, а его современника!) – блестящий образец ироничного отношения к музыке в немецких кабаре начала XX века. Впрочем, Шёнберг тоже будет представлен в программе своей необычно простой и весёлой песней для кабаре «Лунатик».
На противоположном полюсе нашей программы – сочинения двух патриархов немецкого радикализма – «temA» Хельмута Лахенмана, который лично провёл несколько репетиций этого сочинения с музыкантами «Студии», и сочинение Николауса Хубера «Zum Beispiel. Wogende Aeste» ("К примеру. Вздымающиеся ветви»), написанное специально для нашего ансамбля. Главным событием концерта станет мировая премьера пьесы Шёльхорна «a Moscou», которую автор посвятил ансамблю «Студия новой музыки».
Владимир Тарнопольский
Проект проводится при поддержке Гёте-института в Москве.
Программа:
Сара Немцов
…beredtes Schweigen для ансамбля (2005), российская премьера
Хельмут Лахенман
temA для сопрано, флейты и виолончели (1968)
Николаус А.Хубер
Zum Beispiel. Wogende Aeste для ансамбля (2011)
Йоханнес Шёльхорн
à Moscou для ансамбля (2018), мировая премьера
Йоханнес Шёльхорн
Anamorphoses для ансамбля (2004)
Арнольд Шёнберг
Nachtwandler, переложение для сопрано и камерного ансамбля (1901)
Макс Ковальски
Лунный Пьеро, переложение для сопрано и камерного ансамбля Йоханнеса Шёльхорна (1913)
Исполнители:
Екатерина Кичигина, сопрано
Марина Рубинштейн, флейта
Ольга Галочкина, виолончель
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - заслуженный артист России Игорь Дронов