Сергей Прокофьев – Святослав Рихтер. Короткие встречи читать ~5 мин.
с 19 Ноября
по 6 МартаМемориальная квартира Святослава Рихтера
ул. Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58 (16-й этаж)
Москва
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58
Куратор: Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А. С. Пушкина
ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет выставку, приуроченную к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Проект рассказывает о встречах Святослава Рихтера с композитором, а также с его творчеством. На выставке представлены произведения изобразительного искусства и архивные материалы из собраний Государственной Третьяковской галереи, музеев Большого, Мариинского и Михайловского театров, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки, Российского государственного архива литературы и искусства, Красногорского архива кинофотодокументов, а также из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Сергей Прокофьев – один из классиков советской музыки, вернувшийся на родину в середине 1930-х годов, но так и не ставший «своим». Святослав Рихтер оказался в числе первых и лучших интерпретаторов прокофьевского гения, открыв в его музыке «новую красоту», полярность образов и стихию неукротимого движения. В свою очередь, сочинения Прокофьева помогли молодому музыканту, воспитанному на немецкой и русской классике, почувствовать вкус к современной музыке, освоить непростой язык XX века.
Выставка состоит из нескольких разделов, посвященных ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х. Открывают экспозицию материалы, посвященные премьерам оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926–1927), гастролям композитора, а также детству Рихтера, прошедшему в Одессе, когда он впервые увидел молодого Прокофьева, словно сошедшего с футуристической «обложки “Трех апельсинов”, – не то фокусник, не то персонаж из Гофмана».
Следующая веха – время учебы Рихтера в Московской консерватории в классе Генриха Нейгауза, встречи с Прокофьевым в доме на улице Чкалова, а главное, первые публичные выступления с фортепианной сонатой № 6 (ор. 82) и фортепианным концертом № 5 (ор. 55) под управлением автора (1937–1940). С этими знаменательными для Рихтера событиями совпадают легендарные постановки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Ленинграде и оперы «Семён Котко» в Москве. Рихтер вспоминал: «В тот вечер, когда я впервые услышал “Семёна Котко”, я понял, что Прокофьев – великий композитор». На выставке можно увидеть эскизы Петра Вильямса к первой постановке балета «Ромео и Джульетта» (ГАТОБ им. С. М. Кирова, январь 1940) и эскизы Александра Тышлера к премьере оперы «Семён Котко» (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского, июнь 1940).
Центральный раздел выставки посвящен военному времени, когда гений Прокофьева достиг «олимпийских высот». Именно в это время была написана триада фортепианных сонат, шедевры камерно-инструментальной музыки, Пятая симфония, балет «Золушка», создан совместно с Сергеем Эйзенштейном фильм «Иван Грозный» и, наконец, монументальное полотно – опера «Война и мир». Рихтер был не только свидетелем триумфов композитора, но и их непосредственным участником. В годы военного лихолетья росла слава пианиста, победившего в 1945 году на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. На выставке показаны редкие архивные фотографии и рукописи, впервые можно увидеть эскизы Владимира Дмитриева и Теодоры Шорр к ленинградской премьере оперы «Война и мир» (МАЛЕГОТ, 1946), а также эскизы декораций Бориса Эрдмана к балету «Золушка» (ГАТОБ им. С. М. Кирова, 1946). Отдельную витрину занимают гениальные рисунки Сергея Эйзенштейна к фильму «Иван Грозный».
С 1946 года для Прокофьева «началось последнее действие его жизни… Может быть, самое высокое… но последнее». Этот светлый и одновременно печальный финал связан с пребыванием Прокофьева на даче на Николиной Горе, куда Рихтер приезжал к нему один и с Мстиславом Ростроповичем, где получил в подарок от композитора рукопись Девятой сонаты, впервые отмечал с автором его день рождения в компании верных друзей. Годы близкого общения были омрачены развернувшейся компанией по борьбе с формализмом и тяжелой болезнью Прокофьева, который в апреле 1952 года в последний раз слушал Рихтера, исполнявшего его сочинения в Московской консерватории. Композитор успел благословить любимого пианиста, поручив ему дирижировать премьерой Концертино для виолончели с оркестром, в котором солировал Мстислав Ростропович (Москва, 18 февраля 1952). О смерти Прокофьева Рихтер узнал на гастролях в Тбилиси.
На выставке представлены карандашный автограф Девятой сонаты для фортепиано, мемориальные вещи, письма и телеграммы, редкие пластинки и нотные издания, портреты Рихтера и Прокофьева, выполненные в разные годы Глебом Дерюжинским, Робертом Фальком, Анной Трояновской, Зинаидой Серебряковой, Петром Кончаловским, а также дружеские шаржи Кукрыниксов.
Специально к открытию подготовлены три мультимедийных фильма, основанные на редких архивных материалах; они дополняют содержание выставки и воссоздают атмосферу 1920–1950-х годов.
Отдел музыкальной культуры ГМИИ им. А. С. Пушкина был создан в 1999 году. Это событие как следствие многолетних дружеских и творческих контактов И. А. Антоновой с великим пианистом С. Т. Рихтером стоит в одном ряду с организацией в ГМИИ международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», а также передачей завещанной музею коллекции музыканта и, наконец, созданием в 1997 году Мемориальной квартиры Святослава Рихтера. Ирина Александровна Антонова была первой, кто решился осуществить идею синтеза искусств в пространстве музея, отразив таким образом главный вектор развития культуры XX века. Сегодня отдел музыкальной культуры готовит самые разные программы и проекты: научно-исследовательские, просветительские, выставочные и концертные, как в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, так и в залах ГМИИ им. А. С Пушкина.