Шереметевы в гостях у Юсуповых. Граф Н.П. Шереметев и его эстампная галерея читать ~2 мин.
с 3 Июля
по 1 ИюняМузей-усадьба «Архангельское»
Московская обл., 5-й км. Ильинского шоссе, Красногорский р-н
Москва
В Музее-усадьбе «Архангельское» новая выставка, подготовленная Московским музеем-усадьбой «Останкино». Открытие – приурочено к 265-летию со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева(1751-1809), основателя Странноприимного дома, владельца одного из лучших крепостных театров России, покровителя искусств. Это своеобразный воображаемый визит, который граф Николай Петрович Шереметев отдает князю Николаю Борисовичу Юсупову. И везет в гости то, чем дорожил и гордился.
Сегодня, когда Останкинский дворец вступил в эпоху долголетней научной реставрации, приглашение Музея-усадьбы Архангельское позволяет представить современному зрителю редкий тип интерьера Эстампной галереи, смоделировав его в помещениях юсуповского дворца. Одна из целей, которая подразумевается выставкой – в очередной раз напомнить московскому зрителю о существовании такого прекрасного памятника, как дворец-театр в Останкине, и о такой неординарной исторической фигуре, как граф Николай Петрович Шереметев.
Эстампные галереи в России, в отличие от Западной Европы, начали входить в моду лишь к концу XVIII века. Первая была оборудована Екатериной IIв 1796 году в царскосельском Александровском дворце. Эту идею немедленно подхватил любитель модных художественных новинок граф Н. П. Шереметев, и в том же году распорядился перестроить под нее бывшую Овальную комнату Останкинского дворца с примыкавшими к ней двумя небольшими помещениями. Она стала средоточием «интеллектуального» досуга гостей благодаря множеству предметов, предназначавшихся для подробного и внимательного рассматривания – гравюр всех европейских школ и драгоценного западного и восточного фарфора, выставленного в горках и на столах. В самом «ученом» по наполнению помещении в особой витрине красного дерева была размещена так называемая «Венерина». Необычный и весьма дорогой экспонат – восковая анатомическая женская фигурка «с показанием полной анатомии» – давала возможность послойного раскрытия.
В том факте, что из великого множества музеев-усадеб, возникших вокруг Москвы после национализации дворянских имений, сохранились лишь немногие – прямая заслуга их неординарных создателей и владельцев. Облик двух Николаев – графа Шереметева и князя Юсупова – имеет немало общих черт. Практически ровесники, единственные наследники знатнейших фамилий и крупнейших состояний, знатоки и любители искусств и страстные поклонники театра. Их объединяло то, что ныне зовется системой ценностей. С одной стороны, она была результатом сходных интересов, с другой, близость к императорскому двору очень часто сводила близко и их самих. Так, Юсупов сменил Шереметева в должности директора императорских театров. Об их хороших отношениях есть немало свидетельств – от писем до чашки с портретом Шереметева, изготовленной на юсуповской фарфоровой фабрике. Из сохранившихся Гостевых книг известно, что Н. Б. Юсупов часто бывал у него, в том числе в Останкине. Шереметев же в Архангельском не был и не мог бывать – он умер за полтора года до того, как Юсупов приобрёл усадьбу.
- Гармония музыки и слова на «Шереметевских музыкальных ассамблеях»
- В усадьбе-музее «Кусково» открыта выставка портретов из коллекции графа Петра Шереметева
- Дворец-театр в Останкине: история строительства и эволюция замысла. Лекция доктора искусствоведения, директора «Музея-усадьбы Останкино» Геннадия Вдовина
- Природой дивной вдохновенье
- Выставка «Иллюзия театра». К 200-летию открытия Театра Гонзаги в Архангельском»
- В музее-усадьбе «Ясная поляна» объявлен год «Анны Карениной»
- Google запустил сайт проекта «Каренина. Живое издание»
- Усадьбы классиков русской литературы становятся ближе