Страхование предметов искусства: рекомендации и разъяснения читать ~4 мин.
Страхование предметов культуры и художественных артефактов – это широко распространенное направление страхового бизнеса на Западе. Но в России, к сожалению, этот тип страхования недостаточно развит, хотя и имеет некоторую положительную динамику. По последним данным страхового рынка, размещение капитала в предметы искусства приносит владельцу до 15-20% ежегодного дохода.
Долгое время страхование предметов искусства в России не являлось отдельным видом услуг, и определялось как разновидность страхования имущества. Но в связи с ростом числа частных коллекционеров, созданием художественных галерей, всевозможных культурных центров и общим развитием рынка художественных ценностей, подобный вид страхования вырос в отдельное направление и теперь представлен множеством специализированных компаний.
Обязательным условием страхования любых художественных ценностей является их независимая оценка и наличие сертификата, подтверждающего подлинность того или иного произведения искусства и его объективную ценность. Без соответствующего сертификата любой предмет искусства не представляет для арт-рынка должного внимания.
Все предметы искусства (как государственные, так и частные) страхуются на равных условиях, но по различным видам ставок. Добиться полной компенсации можно только в случае кражи или абсолютной гибели ценности. В случае повреждения страховщик может предложить услуги реставрации, а если предмет состоял из двух или более частей, выплачивает сумму страховки за весь комплект. При таком условии страхования все части артефакта (целые и поврежденные) страховая компания забирает себе.
Для частных коллекций существуют повышенные ставки, но страховать собрание предметов искусства целесообразно при минимальной стоимости от 50 тыс. долларов. Со временем количество предметов будет увеличиваться, а общий страховой тариф снижаться до минимального предела в 0,1%. Государственные собрания российских музеев имеют ставку примерно 0,2-0,3%, при общей стоимости коллекций от 500 тыс. долларов.
Страховая компания может предложить коллекционеру старинных часов два вида полисов: имущественный и предназначенный непосредственно для предметов искусства. В первом случае страхование будет покрывать стоимость вещи, не учитывая ее художественной ценности, а стоимость полиса составит 0,01-0,65% от оценочной стоимости предмета искусства. Во второй ситуации учитывается и культурная ценность, что весьма существенно скажется на выплате по страховке в случае сильного повреждения или гибели предмета искусства. Такой полис обойдется владельцу в 1,5-4% от общей стоимости произведения и, кроме того, со временем при увеличении ценности коллекции он сможет внести поправки в договор и увеличить сумму страхования.
Особые условия страхования предусмотрены для выездных коллекций и выставок. В наше время государство тратит минимум средств на страхование коллекций российских музеев на период выставок за рубежом и в основном большая сумма страховки ложится на плечи принимающей стороны. Полис обеспечивает страхование на весь выставочный период, включая процесс упаковки и распаковки, и покрывает все риски в случае повреждения, кражи или претензий со стороны наследников.
Кроме всего прочего, специализированные компании и магазины антиквара предоставляют дополнительные услуги по безопасности коллекций, поддерживают связи с реставраторами и аукционными домами. Можно говорить, что страховая компания выступает не только как финансовая защита предметов искусства, но и как организатор выставок. Стоимость страхового полиса складывается из множества нюансов: способов транспортировки, продолжительности выставки, количества предметов и их художественной ценности. Полис может оформляться на одну выставку или несколько, быть совместным для нескольких коллекций и иметь особые условия для определенных экспонатов.
Несмотря на привлекательные страховые услуги, частные коллекционеры и антиквары не спешат обращаться к страховщикам. Чаще всего это связано с нежеланием обнародовать собственную коллекцию из-за страха ограбления. У частных владельцев предметов искусства, в свою очередь, могут обнаружиться подделки или украденные экспонаты, что отрицательно скажется на репутации коллекционера. Помимо прочего, страховые компании выставляют особые требования к хранению предметов искусства, что для частного коллекционера чревато дополнительными расходами.
Сегодня на российском арт-пространстве образовался своеобразный альянс специалистов, сформированный из экспертов, страховых компаний, оценщиков и финансовых организаций. Содружество профессионалов предлагает комплекс услуг, способный сопровождать предметы искусства на всех этапах, как предшествующих страхованию, так и после оформления полиса. Экспертиза, хранение, кредитование, купля и продажа – это неполный перечень услуг, которыми может воспользоваться как частный коллекционер, так и государственная организация. Имея такой многофункциональный комплекс на арт-рынке, можно надеяться, что в дальнейшем страхование предметов искусства в России выйдет на иной, более организованный уровень.
Подготовлено: http://avtoritet-antique.com/
- Что нужно знать людям, которые планируют купить антиквариат в Москве?
- На аукцион выставлена прижизненная коллекция изданий Пушкина
- PAN Amsterdam собрала более 125 арт-дилеров и владельцев галерей
- Антиквариат – выгодное вложение средств
- 50-й Российский Антикварный салон & Lifestyle «Искусство интерьера»
- Как отличить антиквариат от хлама
- Оценка старых предметов и антикварная экспертиза в вопросах и ответах
- Оценка антиквариата