Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли читать ~2 мин.
с 19 Октября
по 16 ЯнваряГалерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ул. Волхонка, 14
Москва
В залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков будут показаны 26 произведений итальянских мастеров из коллекции Джанни Маттиоли.
Генеральный спонсор выставки – Сбер.
Миланский коллекционер Джанни Маттиоли считал искусство способным делать человеческое существо «более человеком и менее зверем». Он сформировал основную часть своего собрания в период с 1943 по 1953 год. Это одна из самых значительных частных коллекций итальянского искусства XX века, которая включает произведения Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло, Арденго Соффичи, Оттоне Розаи, Фортунато Деперо, Марио Сирони, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди, выполненные в 1910–1921 годах. С помощью своего собрания Маттиоли стремился продемонстрировать основополагающее значение футуризма в дальнейшем развитии итальянской живописи и его важную роль на международной художественной сцене в начале XX века.
«Моя цель сейчас состоит в дальнейшем отборе итальянских работ, а также в их дополнении корпусом зарубежных произведений, с тем, чтобы создать небольшую частную галерею – открытую, однако, для любого, кто интересуется искусством, – где были бы представлены основные европейские течения, начиная от импрессионизма и далее, которая стала бы свидетельством искусства, рожденного в те времена, когда мне довелось жить», – говорил Джанни Маттиоли.
Футуристы стремились вывести Италию с периферии мира искусства, поэтому в начале XX века отправились покорять Париж, столицу европейской художественной жизни и арт-рынка.
Чтобы подчеркнуть неотъемлемую роль футуризма в авангардных явлениях начала XX века, мы представляем итальянские шедевры из коллекции Джанни Маттиоли в европейском художественном контексте, интегрируя их в структуру постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка в ГМИИ имени А. С. Пушкина позволит продемонстрировать творческий диалог итальянского авангарда с передовыми течениями в европейском искусстве рубежа XIX–XX веков, реконструируя ситуацию на французской художественной сцене, когда чуть более века назад в Париж ворвались молодые итальянские живописцы, освободившиеся от культа прошлого и дерзнувшие бросить «вызов звездам». Динамизм футуризма придает экспозиции особый импульс, благодаря чему она впервые выстраивается в другом направлении.
Выдающееся собрание Джанни Маттиоли уже было показано в Палаццо Строцци во Флоренции, в Национальном музее современного искусства в Киото, в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. После завершения выставки в Москве собрание вернется в Италию и войдет в постоянную экспозицию музея Брера Модерн, отдела современного искусства Пинакотеки Брера в Милане.
Итальянское искусство начала XX века практически не представлено в российских собраниях, поэтому выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина дарит зрителям уникальную и неповторимую возможность на лучших примерах познакомиться с одной из ярчайших страниц европейского авангарда.
Выставка проходит под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве совместно с Итальянскими институтами культуры в Москве и Санкт-Петербурге в рамках мероприятий перекрестного года сотрудничества музеев Италии и России.
Куратор: Елена Стёпкина.
- Пегги Гуггенхайм, коллекционер современного искусства
- Потомки Гуггенхайм судятся за художественные сокровища
- Международные правозащитники критикуют Лувр и Музей Гугенхайма за нарушение прав рабочих
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Чёрно-белые работы Пикассо на выставке в Нью-Йорке