Театральная графика Ирины Штенберг из собрания Елены Зениной 6+ читать ~4 мин.
с 30 Марта
по 22 АпреляГалерея Елены Зениной
ул. Пречистенка, д.30/2
Москва
30 марта в галерейном центре «Артефакт» на Пречистенке откроется выставка театральной графики Ирины Штенберг (1905–1985), приуроченная к 180-летию классической редакции пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». В экспозиции будут представлены эскизы костюмов к постановкам 1938 и 1951 годов, созданных художницей для Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова, в котором она работала художником-оформителем с 1936 по 1956 год.
Театральную графику Ирины Штенберг отличает целостность образов и тщательная проработка характеров, отражающая психологию каждого персонажа пьесы. Эти эскизы скорее напоминают книжные иллюстрации, нежели привычные рисунки костюмов к спектаклю. «Мы смотрим на её эскизы и очень ярко представляем себе каждого героя комедии Гоголя, будто перед нами портрет реального человека. В этом заключается магия Ирины Штенберг как театрального художника и мастерство её как живописца», – считает Елена Зенина.
Ирина Валерьяновна Штенберг родилась 3 октября 1905 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье инженера-строителя, поэтому семья часто переезжала и жила то в Кутаиси, то в Баку, то в Петербурге. После революции 1917 года Штенберги окончательно осели в Тбилиси. Здесь Ирина сначала училась в школе Кавказского общества поощрения изящных искусств, затем в Тбилисской академии художеств (1923–1926), где её наставниками были Гиго Габашвили, Иосиф Шарлемань, Евгений Лансере и Борис Фогель. Все они отмечали необычную фантазию и мастерство рисунка своей ученицы. Ирина с юности восхищалась и была поклонником художественного объединения «Мир искусства», члены которого, как известно, тоже тяготели к миру театра. Но в театр она пришла не сразу.
С 1926 по 1936 год Ирина Штенберг занималась станковой живописью, создавала жанровые рисунки, сотрудничала с различными издательствами Москвы и Тбилиси как иллюстратор книг. Однако все произведения художницы мало соответствовали советской официальной тематике. Трагедия случилась и в личной жизни. Ее муж, крупный партийный работник Александр Николаевич Кулиджанов (отец известного режиссёра Льва Кулиджанова), был арестован в 1937 году и погиб при невыясненных обстоятельствах. Об успешной карьере думать не приходилось, надо было выживать в условиях соцреализма, поэтому театр стал её спасением.
В 1936 году Ирина Штенберг выпустила свой первый спектакль «Том Сойер» в Тбилисском русском театре юного зрителя. С 1936 по 1956 год работала художником-оформителем в Театре имени А. С. Грибоедова. Но оформляла спектакли и в других театрах: в Театре имени Ш. Руставели, Грузинском театре юного зрителя, Сухумском грузинском театре, Театре им. Сундукяна, Ленинаканском театре.
Ирина Валерьяновна выработала свой стиль создания сценических образов. Вот что пишет искусствовед Тамаз Белашвили в своей книге «Русский театр в Грузии-170»: «До начала работы над эскизами художник смотрела репетиции спектакля из зрительного зала, вместе с тем, будучи поклонницей «Мира искусства», логично, что она отдавала предпочтение феерическим зрелищам, её характер полностью выражался тогда, когда она давала волю своим фантазиям».
В 1957 году в Москве состоялась персональная выставка Ирины Штенберг, на которой были представлены только её театральные работы.
Скончалась художница в 1985 году в возрасте 80 лет. Интерес к творчеству Ирины Штенберг вновь возник в конце ХХ века, когда её работы впервые были представлены на аукционах Sotheby’s и Phillips. Сегодня её произведения хранятся в личных коллекциях и галереях.
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и сразу, по выражению Петра Андреевича Вяземского, стала фактом «литературным, общественным и нравственным». Но несмотря на то что пьеса имела успех и получила одобрение императора Николая I, а молодёжь, по воспоминаниям Владимира Стасова, и вовсе разобрала её на цитаты, самому автору постановка не понравилась. Николай Васильевич считал, что публика увидела не комедию, обличавшую нравы общества, а водевиль. «Представление «Ревизора» произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли», – писал он позднее. Поэтому продолжил дорабатывать пьесу, несмотря на то что спектакль регулярно шёл на различных подмостках. Наконец, в 1842 году был опубликован последний вариант «Ревизора», в котором все тексты и все характеры героев были окончательно выверены и отточены. Именно эта редакция пьесы и стала классической, известной самому широкому зрителю в настоящее время.
На выставке, приуроченной к 180-летию классической редакции «Ревизора», кроме 40 работ театральной графики Ирины Штенберг, можно будет увидеть серию фарфоровых статуэток «Ревизор», выпущенную на Ленинградском фарфоровом заводе к 110-летию постановки, а также книжные иллюстрации и афиши к одноимённым спектаклям и фильмам разных лет.
- «Портрет войны в трех измерениях»
- На сборе труппы актёры театра Et Cetera поздравили Роберта Стуруа с юбилеем
- «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели, краткое содержание