Transformatio. Современное искусство Дагестана. 16+ читать ~3 мин.
с 13 Июля
по 27 АвгустаМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Выставка в музее Эрарта покажет дагестанское искусство, в котором современные мировые тенденции преломляются, проходя сквозь призму национальной философии.
Экспозиция «Transformatio. Современное искусство Дагестана» объединит узкий круг актуальных художников, работающих в Махачкале, Москве и Лондоне: Магомеда Кажлаева, Аладдина Гарунова, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова, Эдуарда Путерброта, Таус Махачеву, Наталию Мали, Мурада Халилова. Их творчество сложилось как реальная альтернатива официальному искусству, оно существует в атмосфере свободной состязательности художественных идей, живом разнообразии стилевых манер.
В большей или меньшей степени творчество каждого мастера интонационно связано с Дагестаном. Мы не говорим о прямой этнике, но то, что называется «гений места», в разных вариантах проявляется в работах всех художников. Это может быть обращение к традициям народов Дагестана, к декоративно-прикладному творчеству (мотивы каменной и деревянной резьбы), ландшафту, характерам, особой философии, которая отличает жителей Дагестана от других народов. Не столь важно, работает ли художник на родине, или оказался в другой стране — в его творчестве все равно сохраняется дагестанский «почерк».
В работах мастеров существует равновесие между этническим своеобразием и внутренней свободой, между складывающимися веками эстетическими нормами и новыми запросами, которые сформировались под воздействием мировой культуры ХХ века. В искусстве дагестанцев есть объединяющее начало и одновременно разнообразие.
Абстракции Магомеда Кажлаева (живопись), Ибрагимхалила Супьянова (живопись, графика, скульптура), Апанди Магомедова (живопись, трехмерные объекты) выступают единым блоком. Их духовным учителем стал ныне покойный художник и философ Эдуард Путерброт. Каждый из этих мастеров обладает собственным уникальным стилем, но при этом между художниками чувствуется духовная общность, будто они владеют только им ведомым тайным языком, в котором важную роль играет внимание к символам и знакам, сдержанность и лаконичность образов.
![Магомед Кажлаев. 2013. Армированная бумага, акрил. 83х50 см. Коллекция Фонда Марджани Магомед Кажлаев. 2013. Армированная бумага, акрил. 83х50 см. Коллекция Фонда Марджани](https://cdn.gallerix.asia/x/src/news/2018/Jul/110720182.jpg)
![Эдуард Путерброт. Из серии Проповедь. 1991 г. Картон, смешанная техника. 67х49 см. Собственность Антона Путерброта Эдуард Путерброт. Из серии Проповедь. 1991 г. Картон, смешанная техника. 67х49 см. Собственность Антона Путерброта](https://cdn.gallerix.asia/x/src/news/2018/Jul/110720183.jpg)
Аладдина Гарунова помимо духовной составляющей глубоко трогает проблематика современного мира с глобализацией, стиранием национальных и религиозных особенностей. Массовая культура поп-арта и этническая традиция — понятия во многом несовместимые. К этой «пограничности», борьбе противоположностей обращается художник, доводя образы до чистой метафоры. Работы Аладдина монументальны. Он — экспериментатор, который обращается в своем творчестве к самым неожиданным для живописи материалам, использует фрагменты ковров и меха, резину, пластик и т. д.
![Аладдин Гарунов. Серия Этно Техно. Стелю ковер под ваши ноги. 2017. Холст, акрил, ковер. 145х195 см. Собственность автора Аладдин Гарунов. Серия Этно Техно. Стелю ковер под ваши ноги. 2017. Холст, акрил, ковер. 145х195 см. Собственность автора](https://cdn.gallerix.asia/x/src/news/2018/Jul/110720181.jpg)
Таус Махачева, получившая образование в Москве и Лондоне, — яркий представитель не только дагестанского, но и мирового современного искусства, победительница множества международных конкурсов, чьи работы приобретаются крупнейшими музеями. В своих видеоработах и перфомансах Таус постоянно обращается к теме Дагестана, связывая древнюю историю, культуру и современность.
Наталия Мали живет и работает в Лондоне. Окончила факультет кино и современной фотографии Йельского университета, США. Выставляясь с 2000 года, Наталия приобрела известность в таких направлениях, как постановочная фотография, видеоарт, инсталляция, коллаж и перфоманс. Мали создает собирательные образы, в основе которых лежит многолетнее изучение истории и культуры её народа.
Живопись самого молодого участника выставки — Мурада Халилова — отличается невероятной экспрессией, а его видеоарт — это размышления об окружающей художника действительности, современных реалиях и отголосках прошлого.
В Дагестане в горных селениях до недавних времен существовал обычай: при постройке нового дома семья переносит из старых стен родовые столбы. Эти столбы, украшенные прихотливой резьбой, солярными символами, древними знаками, кроме утилитарного назначения — они служат подпорками для крыши — несут в себе сакральные функции: оберегают семью от несчастий. Родовые столбы олицетворяют генетическую память и связь времен. Старинные обычаи постепенно уходят в прошлое, но их отголоски, подобно родовым столбам, мы находим в творчестве современных дагестанских художников.
Выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана» — совместный проект музея Эрарта и Фонда Марджани.
В экспозиции представлены работы из собраний Фонда Марджани (Москва), музея истории города Махачкалы (Махачкала), а также из коллекций художников-участников выставки.
- Эмалирование - украшение металла стекловидной эмалью
- «Александр Карих и его Эмалис» — юбилейная выставка народного художника России
- Премьерный спектакль «Реальные страсти» будет идти в Липецком драмтеатре только до конца новогодних праздников
- Выставку «За Отечество!» первыми увидели жители Нижнего Новгорода
- «Последняя ночь в Телеграфном клубе» Малинды Ло, краткое содержание
- Клуб «Выборгская сторона» представил живопись и гобелены Рассо Магометова