Виктор Остроумов «Живописные полотна» читать ~3 мин.
с 3 Декабря
по 12 ФевраляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
С 3 декабря в КМИИ (Ленина, 103) начнёт работу выставка из цикла «Мы помним ваши имена», посвященного старейшим художникам Калуги – Виктор Остроумов «Живописные полотна». Из собрания КМИИ
Выставка произведений калужского художника Виктора Николаевича Остроумова (1904 – 1955) устраивается в нашей стране впервые. Причиной тому явилась драматическая судьба их автора, обусловившая только частичную сохранность работ довоенного периода, принадлежавших различным лицам, и позже собранных в коллекции Владимира Ефимовича Киселева, у наследников которого они приобретены музеем несколько лет назад.
В. Н. Остроумов родился и вырос в Калуге. В 1925 г. он окончил ВХУТЕМАС в Москве, после чего вернулся в родной город и на протяжении полутора десятка лет принимал активное участие в его культурной жизни, пользуясь заслуженным авторитетом среди местных художников. Из воспоминаний знавших живописца лиц известно, что творчество В. Н. Остроумова ярко выделялось творческими поисками и высоким техническим уровнем, говорящими о серьёзном отношении к своему делу. Это подтверждают и представленные на выставке портреты, изображающие самого автора и его калужских современников, и пейзажи с видами Калуги и её окрестностей, отмеченные явными воздействиями искусства французских импрессионистов. К этому же периоду относится и более строгий по живописи портрет 1930-х гг. – единственная работа художника, находившаяся в собрании музея.
Спокойное течение жизни нарушила Великая Отечественная война. Призванный в ряды Красной армии В. Н. Остроумов ушел на фронт, но скоро оказался в окружении, из которого удалось все же выйти. Он вернулся в Калугу, которая уже была к тому времени оккупирована немецко-фашистскими войсками. Услужливые соседи не замедлили сообщить оккупантам, что он художник. Последовал вызов в городскую управу, в результате которого был дан заказ на портрет фюрера, от выполнения которого было трудно уклониться. Логическим следствием этого стало бегство автора этого произведения, поскольку те же соседи явно информировали бы советские власти о происшедшем, и его ждал расстрел.
Проделав сложный путь через Берлин и Карлсбад, в конце войны В. Н. Остроумов нашёл приют в доме Карла и Марии Фишеров в маленьком городке Вангеле, где прожил несколько лет. В этот период он писал много портретов, а также пейзажи и натюрморты. Обычно это небольшого размера произведения, написанные по заказу. Портреты отличаются ярко выраженным психологизмом. Много писал и автопортретов, различных по своему характеру, а также обнаженную натуру. Стиль этих работ, как и более ранних, обнаруживает следование французским образцам, но вместе с тем есть и явное воздействие русской реалистической живописи. Годы обучения в Москве, где его учителем являлся Р. Р. Фальк, не прошли бесследно.
В 1948 г. В. Н. Остроумов знакомится и сближается с известным немецким художником Отто Диксом, который вскоре выполняет его портрет. В начале ноября того же года они устраивают совместную выставку в Вангене, на которой русский художник экспонирует 18 своих произведений.
В 1951 г. В. Н. Остроумов переезжает в Соединенные Штаты Америки и поселяется в окрестностях Нью-Йорка. А в 1953 г. он женится на приехавшей к нему из Германии Христель Шмор. В следующем, 1954, году у четы родился сын Андрей. Однако семейное счастье оказалось очень недолгим: 30 ноября 1955 г. художник скончался.
В 1982, 1994 и 2004 гг. в Германии, в Вангене, прошли его персональные посмертные выставки. По имеющимся сведениям, там же существует и небольшой музей его произведений. Творчеству мастера посвящена монография-альбом Бернда Кюстера, роскошно изданная в Пассау в 1997 г.
Для отечественного зрителя эта выставка произведений Виктора Николаевича Остроумова из собрания Калужского музея изобразительных искусств представляет первое знакомство с его творческим наследием, правда ограниченным довоенным периодом. Собрать его воедино пока невозможно.