«Время Москвы-реки» читать ~2 мин.
с 15 Ноября
по 17 ДекабряМузей Москвы
Зубовский бульвар, 2
Москва
Главная водная магистраль столицы с 1919 по 2119 год: экологическая катастрофа 1970-х, рыбки гуппи и Интернет будущего.
«Река — это то, с чего начинается город» — так звучат первые слова Манифеста Друзей Москвы-реки, эко- и арт-сообщества, основанного в 2018 году архитекторами Юрием Григоряном, Анной Камышан, Таисией Осиповой и географом Глафирой Паринос.
Друзья Москвы-реки открывают в третьем корпусе Провиантских складов выставку «Время Москвы-реки». Экспозиция посвящена истории и экологии главной водной артерии столицы и антропогенному влиянию на нее, а также попыткам представить будущее акватории столичного региона вплоть до 2119 года. Цель проекта — перестать воспринимать реку как ресурс и объект природопользования, выстроив принципиально новые взаимоотношения с ней.
Предметы экспозиции — свидетельства разных этапов урбанизации Москвы-реки. Посетители увидят экстренный выпуск газеты «Вечерняя Москва» за 24 апреля 1926 года о паводках, когда уровень воды поднялся на 7,3 метра, прослушают интервью с диггерами 1990-х, которые изучали притоки, заключённые в коллекторы. Также гости музея узнают, почему сложная система шлюзов и водохранилищ, завершенная в 1967 году, уничтожила природный баланс Москвы-реки и Волги, и как в августе 1993 года в тёплых стоках Курьяновской станции аэрации поселилась многочисленная колония экзотических рыбок гуппи.
На выставке история человека, реки и города показана через двухсотлетний таймлайн с тридцатью восемью событиями. От метеорологических исследований 1919 года до проектов студентов МАРХИ конца 1950-х и автомагистралей 1970-х, строительство которых привело к экологическому кризису и изменению состава воды.
От постройки 128-километрового канала «Москва — Волга» в 1931 году до натурфилософского эссе «Odintzoviana — 1947» историка науки Тимофея Ивановича Райнова (1888–1958). Космист Райнов рассматривает органическую жизнь как результат творческого усилия Земли, а в качестве нравственного идеала проповедует отношение к любому природному явлению — камню, планете, реке — как к личности.
Эти невероятно современные философские мысли стали основой для урбанистических проектов сегодняшнего дня, реализовать которые возможно лишь в будущем. Им посвящена вторая часть таймлайна.
Открытие эко-острова в 2029 году, встраивание реки в Интернет в 2030-х через программу WATER AFFECTION, запуск производства речного шёлка в 2067-м, применение биоактивных веществ для очищения берегов и восстановления экосистем. Футуристический проект оканчивается 2119 годом — датой появления должности Думающего о реке, в чьи обязанности входит возвращение людей к тем временам, когда наблюдение за природой и следование её ритмам составляло смысл существования.
Одной из приоритетных задач для кураторов экспозиции было создание не только выставки об экологии, но и экологичной выставки. Ценности, которые постулируются в концепции, были проявлены и в дизайне: основным выставочным материалом стал eco-friendly гофрокартон.
- Двойная доза современной культуры - «Арт-Москва» и «Moscow Art Week»
- Проект Дмитрия Меркурова и Андрея Кулагина «ИНТЕРАКТИВ» на Арт-Москве
- Фестиваль русского кино «Кино Локакуу» стартовал в Хельсинки
- Незабываемые и значимые места Москвы
- Творческая встреча в рамках выставкы «Адрес: Москва-Россия. Выставка квест»
- Москва
- Кураторский отбор работ. Выставочный проект «Питер-Москва»
- «Красная байдарка» Присциллы Каммингс, краткое содержание