«Вхутемас 100. Школа авангарда» читать ~14 мин.
с 10 Ноября
по 11 АпреляМузей Москвы
Зубовский бульвар, 2
Москва
Музей Москвы возобновляет работу с 22 января. Посетители смогут увидеть выставку-бестселлер о главном творческом институте страны «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Работа экспозиции в честь столетия Высших художественно-технических мастерских продлена до 11 апреля.
В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.
Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая расскажет об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда. Открытие выставки состоится в рамках ежегодной Всероссийской Акции «Ночь искусств» — она пройдёт 3 ноября.
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы: «Одна из самых значимых дат 2020 года — столетний юбилей ВХУТЕМАС, Высших художественно-технических мастерских, который Музей Москвы отмечает масштабным выставочным проектом. В 20-е годы прошлого столетия ВХУТЕМАС стал школой авангарда, раз и навсегда изменив художественный язык. На выставке мы рассказываем, как был организован ВХУТЕМАС, кем были студенты и преподаватели, как был организован процесс обучения и студенческая жизнь. Важная часть экспозиции посвящена современным вузам — преемникам ВХУТЕМАСа. Таким образом, мы показываем связь между авангардным образованием столетней давности и тем, что происходит в художественных вузах сейчас. Это удивительная история про то, как одна школа заложила принципы художественного мышления на несколько поколений вперед».
Александра Селиванова, куратор выставки: «Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухауз по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев. Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило. Были выставки, посвящённые отдельным факультетам, педагогам, но целиком вот так широко и публично о ВХУТЕМАСе ещё не рассказывали. Именно поэтому я пригласила делать со мной эту выставку 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры, дизайна. Конечно, это непростой эксперимент, но у нас сложилась прекрасная команда; мы все одного поколения, говорим на одном языке и считаем важным рассказать о ВХУТЕМАСе максимально широко — на основе новейших архивных исследований, но доступным языком, живо, внятно и связно. В конце концов, мы рассказываем об институте, о студентах, а поэтому очень важно показать и живую атмосферу ВХУТЕМАСа, его повседневность, студенческие истории и воспоминания, творческие процессы, конфликты и дискуссии».
Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Объекты взяты из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и других институций.
Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Послереволюционные годы стали временем построения новой государственной системы, в том числе образовательной. В 1918 году была упразднена «Академия художеств». Новым творческим учебным заведением стали Первые Свободные государственные художественные мастерские, открытые осенью того же года в Москве.
Второй раздел рассказывает об Основном направлении и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет». Обучение этим предметам было обязательным для учащихся первых двух курсов всех факультетов. Программы Основного направления являлись «осью» ВХУТЕМАСа, зоной самых значимых преподавательских экспериментов и методов обучения. В этой части экспозиции будут представлены архитектурные макеты, скульптуры, графические и живописные произведения. Посетители также узнают о преподавателях направления — художнике и фотографе Александре Родченко, физике Николае Федорове, художнице Любови Поповой и других.
Дарья Сорокина — историк искусства, исследователь, куратор пропедевтической дисциплины «Цвет» Основного отделения на выставке «ВХУТЕМАС 100: Школа авангарда»: «Развитие пропедевтической дисциплины «Цвет» проходило в рамках основного отделения живописного факультета на протяжении первых двух лет существования ВХУТЕМАСа. И это был очень яркий эпизод, не только в рамках одной дисциплины, но также он был важен и для истории становления школы. Здесь была внедрена экспериментальная методика, разработанная художниками-представителями новых течений (в основном бубновалетовцами) в только что созданном институте художественной культуры. «Объективный метод» заключался в том, что вся сложность обучения современным живописным тенденциям дробилась на несколько дисциплин, каждая из которых закрывала понимание того и иного художественного аспекта, также каждая из дисциплин представляла собой авторский курс того или иного художника, а студенты должны были проходить данную пропедевтику, переходя из мастерской в мастерскую, от дисциплины к дисциплине. Всего дисциплин-мастерских было восемь, их вели Александр Веснин и Любовь Попова, Александр Осмеркин, Александра Экстер, Иван Клюн, Александр Родченко, Александр Древин, Надежда Удальцова, Владимир Баранов-Россине. Далеко не все студенты понимали и принимали эту систему, ведь многие параллельно и после этого обучения попадали в довольно консервативные, академические мастерские, поэтому — когда в 1922 году было создано общефакультетское основное отделение, дисциплину «Цвет» стали вести лишь Любовь Попова и Александр Веснин. Они разработали программу, ориентируясь как на предшествующий опыт, так и на стремление создавать производственное искусство. Но конфликт со «старой» профессурой не только не сошел на нет, но и усилился с приходом нового ректора — Владимира Фаворского, что привело к тому, что Попова и Веснин были отстранены от преподавания в конце 1923 года. С 1924 года и до закрытия в 1929 году дисциплина «Цвет» была кардинально изменена, теперь она делилась на теоретическую и практическую части. Живописную практику вели художники Константин Истомин и Александр Лабас; теорию вели учёные Николай Федоров и Сергей Кравков, ассистировал им Густав Клуцис, раскрывшийся в этой ипостаси наиболее интересно и многогранно».
Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. В этой части экспозиции посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины, и как керамика стала средством пропаганды. Также посетители познакомятся с яркими образцами мебели и осветительных приборов с трансформирующимися элементами, оригинальными комплексными решениями для общественных и жилых интерьеров и историей создания советской мебели из гнутых металлических трубок.
Рустам Габбасов — издатель, исследователь, куратор полиграфического факультета на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»: «На Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа к середине 1920-х годов сложилась уникальная школа леттеринга (рисованного шрифта) и типографики (искусства расположения печатных элементов), подкреплённая теорией композиции и графики Владимира Фаворского. Стиль художника резко отличался как от условного чехонинского стиля, популярного в те годы, так и от интернационального конструктивизма в полиграфии. При всём том, и конструктивисты, и «фаворята» (как иногда называли недоброжелатели учеников Фаворского) преследовали похожие цели: они искали новые образы в традиционных жанрах (книга, плакат) и в эфемерной полиграфии (бланки, пригласительные билеты и так далее). Но вот средства у всех были принципиально разными.
Какие именно средства, выставка и призвана пояснить. У многих зрителей полиграфия эпохи революционного натиска ассоциируется с броским конструктивизмом рекламных работ Родченко и Маяковского. Но мир типографики и шрифта двадцатых годов был сложным и увлекательным. Разобраться в нём помогут прогрессивные литографии учеников Николая Купреянова, выверенные книжные курсовые проекты книгопечатно-ксилографского отделения под руководством Николая Пискарёва, хулиганские и напористые работы учеников Александра Родченко — Анастасии Ахтырко, сестёр Чичаговых и других участников неформального студенческого объединения «Великолепная пятёрка ВХУТЕМАСа».
Алёна Сокольникова — педагог, специалист по истории дизайна, автор проекта «Дизайн в деталях», куратор факультета по обработке дерева и металла (дерметфак) на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»: «Раздел продемонстрирует влияние 4-х ярких представителей русского авангардного искусства на формирование школы советского промышленного дизайна — Александра Родченко, Антона Лавинского, Эль Лисицкого и Владимира Татлина, преподававших на факультетах по обработке дерева и металла ВХУТЕМАСа / ВХУТЕИНа. При этом особенности проектного подхода и методов обучения каждого из педагогов будут раскрываться непосредственно через работы их студентов.
Характерно, что большая часть учебных проектов дерметфака существовала лишь в масштабных макетах и сохранилась только в виде эскизов и фотографий. Поэтому на основе проведенного исследования специально для выставки была создана серия полноразмерных исторических реконструкций при участии Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства; а также масштабных макетов, воспроизводящих учебные работы ВХУТЕМАСа / ВХУТЕИНа, выполненных студентами базового курса «Дизайна интерьера» Британской высшей школы дизайна.
Несмотря на небольшое число выпущенных студентов (50), именно дерметфак во многом определял авангардное, новаторское лицо всего ВХУТЕМАСа, решая одну из наиболее сложных и фундаментальных задач школы — «подготовку художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Под руководством молодых педагогов-экспериментаторов, разделявших идеи производственного искусства и конструктивизма, студенты стремились реформировать быт советского человека, наполнив его современными, удобными и доступными вещами: от аксессуаров и посуды к комплексным решениям для интерьера и проектам транспортных средств.
Посетители узнают об истории появления в СССР мебели из гнутых металлических трубок; с помощью представленных масштабных моделей и 3D-анимации смогут оценить оригинальные конструкции трансформирующихся светильников и многофункциональной мебели, призванной экономить пространство помещения; увидят отдельные студенческие работы, участвовавшие на Международной выставке в Париже 1925 года, а также первые дипломные проекты факультета 1927-1929 гг., высоко оцененные в прессе своего времени. Часть графических работ и фото-документов из личных архивов студентов Александра Родченко — Абрама Дамского и Захара Быкова, — будет показана впервые».
Ксения Гусева — историк дизайна текстиля, искусствовед, куратор разделов «Керамический факультет» и «Текстильный факультет»: «Так сложилось, что производственные факультеты ВХУТЕМАСа во многом ассоциируются с конструктивистами — Александром Родченко, Антоном Лавинским, Владимиром Татлиным, Варварой Степановой, Любовью Поповой — верящими в неизбежность перехода художников к «производственному» искусству. Отчасти это так, но нужно ли агитировать за производственное искусство на производственных факультетах, каковыми являлись керамический и текстильный? Оба они были основаны и построены выдающимися технологами, обладавшими солидным опытом в организации новых образовательных учреждений, техническо-исследовательских лабораторий. Оба факультета поставили перед собой задачу — в ускоренном режиме подготовить собственных специалистов новой формации, вывести профессию художника на «инженерный» уровень. И на обоих факультетах «костяк» преподавательского штата составляли специалисты, параллельно работавшие на производстве и, к сожалению, оставшиеся в тени «звездных» коллег. Однако судьбы двух факультетов сложились совершенно по-разному, что и хотелось отразить в их экспозициях.
Текстильный факультет был подобен художественной мастерской фабрики, где и преподаватели и студенты были друг для друга словно коллегами по цеху. Именно поэтому мы решили показать факультет через основные дисциплины и воссоздать процесс обучения, который привел студентов к созданию знаменитого агиттекстиля – феномена, связанного во многом именно с выпускниками ВХУТЕМАСа.
Керамический факультет, наоборот, ярче всего себя проявил через конкретные проекты студентов, которые отличались чрезвычайным разнообразием подходов, идей и техник. На выставке будут представлены уникальные чертёжи рационализированной посуды для массового производства, показаны эксперименты в формообразовании, а также попытки вывести керамику в архитектуру, что было очень непросто в условиях всеобщего интереса к функциональной и интернациональной архитектуре».
Залы напротив представляют художественные факультеты: Архитектурный, Скульптурный и Живописный. Гости выставки увидят, в чём выражалось противостояние академической школы и авангардных методов проектирования на архитектурном факультете, узнают о том, какие материалы использовали скульпторы ВХУТЕМАСа и как живописцы Мастерских искали свой новый визуальный язык, какие существовали художественные объединения во ВХУТЕМАСе, и как выпускники и студенты участвовали в оформлении шествий и агитационных мероприятий.
Илья Лапин — архитектор, исследователь, куратор архитектурного факультета на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»: «Архитектурный факультет был самым революционным во всём ВХУТЕМАСе. Здесь весной 1920 года студенты били античные гипсовые скульптуры с лозунгом «Долой классику», агитируя за новую архитектуру и призывая создать новый тип «коллективной» мастерской. На выставке вы увидите как радикально, всего за несколько лет, поменялась методика преподавания: от копирования греческих и римских памятников до поисковых макетов в глине. Здесь же зародилась школа архитектурного конструктивизма. На производственных практиках студенты изучали устройство кинофабрик, хлебозаводов, цехов. Функциональная целесообразность, логика и расчет, присущие промышленной архитектуре, легли в основу нового течения, которое вскоре стало доминировать по всей стране. В авторских описаниях своих проектов, которые будут на стендах в экспозиции, ученики архфака говорили о строительстве быта нового времени, быстрого и прагматичного».
Стоит ли говорить, что архфак ВХУТЕМАСа опередил своё время? Центром экспозиции станет «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве. Посетители выставки также увидят концепцию полностью программируемого алгоритмами города, растворяющегося в природе санатория, узнают, что проектировали студенты на месте Храма Христа Спасителя и многое другое.
Мария Силина — искусствовед, куратор скульптурного факультета на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»: «В разделе Скульптурного факультета собраны лучшие работы 1920-х годов студентов ВХУТЕМАСа. Каждый экспонат подобран так, чтобы показать уникальную особенность ситуации 1920-х годов в скульптуре. В чем же её уникальность? Во-первых, скульптура переживала глобальный кризис: её тяжеловесность ассоциировалась с консерватизмом и официозом. Как ответили на это студенты ВХУТЕМАСа: в работах Алексея Зеленского и Меера Айзенштадта мы видим попытки создать динамичные и романтические, почти театральные формы, обыграть такие темы как революция или индустриализация с помощью необычных композиций, где повествование развивается нелинейно, а пустоты в композиции заставляют наблюдать не только за развитием сюжета, но и за игрой света и теней.
Во-вторых, хочется отметить особенность понимания «новизны» в то время: современными и «ультра-новыми» считались и такие натуральные, но не академические материалы, как гранит и дерево (на самом деле очень древние!), и такие «нехудожественные», как металлы, стекло, производственные материалы. Поэтому на выставке вы увидите много деревянной скульптуры, которая сейчас кажется чем-то традиционным, а тогда давала скульпторам по-новому представлять образ современников и новые символы.
В-третьих, ВХУТЕМАСовцы, опять же как ответ на кризис, скульптуры как холодного и малоподвижного искусства, активно участвовали в создании декораций и оформления массовых праздников и политических шествий. Соответственно, скульптура и объёмные композиции были под стать: легкие, дешевые, быстро собираемые. Гвоздем отдела скульптуры, а, возможно, и всей выставки, станет реконструкция одного такого проекта для массовых праздников — «Голова рабочего» Владимира Кудряшова, 1927 года. «Голова» создана в характерном для ВХУТЕМАСа монументальном кубизированном стиле, где черты лица максимально геометризированы и лаконичны для создания героического образа и эффектного, запоминающегося силуэта».
Заключительный раздел экспозиции будет посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты — Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт, Текстильный институт и другие.
«Важно дать посетителю возможность попробовать некоторые методики, к примеру Родченко, Фаворского, Ладовского, поэтому на выставке будут и мультимедийные интерактивные элементы, и реконструированы целые учебные кабинеты, — говорит Александра Селиванова. — В этом, кстати, задействовано много современных художников, скульпторов, студентов-дизайнеров. Я убеждена, что ВХУТЕМАСовская пропедевтика актуальна по сей день; лучшие современные художественные и архитектурные вузы опираются на эти авангардные методики обучения. И мы “наследников” тоже покажем — в отдельном зале будут представлены программы и студенческие работы 10 институтов и студий (МАРХИ, Строгановка, МАРШ, Текстильный, университет Печати, Британка, РАНХиГС, Эдас и другие)».
Партнёры и участники:
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
- Государственный центральный музей современной истории России
- Государственный исторический музей
- Российский государственный архив литературы и искусства
- Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
- Всероссийский музей декоративного искусства
- Государственный музей-заповедник «Царицыно»
- Московский архитектурный институт (Государственная академия)
- Музей Московского архитектурного института (Государственная академия)
- Музей керамики, музей-усадьба «Кусково»
- Институт искусств РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
- Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
- Российская государственная библиотека
- Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей)
- Картинная галерея г. Красноармейска
- Государственный музей В. В. Маяковского
- Московский музей современного искусства
- Мультимедиа Арт Музей
- Московский государственный объединенный музей-заповедник
- Музей ивановского ситца (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина)
- Текстильный институт РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
- Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова