Выставка Брежневская эпоха и не только. Жизнь наоборот читать ~2 мин.
с 30 Сентября
по 30 ОктябряВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
30 сентября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках специальной программы 6-й Московской биеннале современного искусства открывается проект «Брежневская эпоха и не только. Жизнь наоборот».
Ян Чжень чжун. «Красная Венера сидящая в углу», 2010
Нержавеющая сталь, автомобильная краска. 220*208*118 см
Проект представляет художников разных поколений и дискурсивных установок (сформулированных либо лишь угадываемых), но объединенных символическим временем и местом – СССР «брежневской» эпохи, трансформирующимся в «молодое государство» под названием РФ. Вячеслав Сысоев, Владислав Мамышев-Монро, Игорь Меглицкий, Алексей Беляев-Гинтовт, Тимур Новиков, Дмитрий Плавинский, Виктор Тихомиров, Владимир Мироненко (Товарищ У) – художественная траектория каждого так или иначе соотносится именно с этим переломным этапом новейшей истории страны. Работы – графические, живописные, в смешанной технике – «наших авторов» скрепляет в единое высказывание представитель Китайской Народной Республики – Yang Zhenzhong/Ян Чженьчжун. ). Его двухметровая скульптура – сверкающая красная звезда из нержавеющей стали – Red Venus Sitting in the Corner – вступает в диалог с тонкими ироничными образами, которыми насыщены работы российских авторов – будь то крупноформатная живопись или камерная графика.
Владислав Мамышев-Монро. «Член Политбюро Сергей Леонидович Соколов» (серия "Политбюро"). 1991. Фотография, смешанная техника. 29,7х21 см
Кризис общества «развитого социализма» выразился в «буржуазном» его перерождении – когда эгоизм «частного блага» стал самодостаточен и превратился в мощную движущую силу. Графические – «карикатурные» – работы Вячеслава Сысоева 1960-80-х гг. – погружены в стихию советской жизни, в которой строительство социализма прекрасно рифмовалось с ежедневной борьбой за бытовой комфорт и привилегии. Метафоры, элегантные и необычайно точные, подводят художника к основной дилемме позднего советского общества: возможно ли обратное превращение «советского буржуа» в гражданина. Гражданина, ориентированного на публичную жизнь, на «общественное благо» – а не на монополию дефицита, утилитаризм, соблюдение общественных ритуалов и пр.
Вячеслав Сысоев. «Без названия», 1961-1992. Холст, масло. 60x80 см
В начале 1990-х гг. новое поколение художников оказывается в ситуации демонтажа прежней системы – и в том числе и на молодых авторов ложится ответственность за обновление общества. Через их творчество идет поиск баланса между независимостью от власти и корпорации и включенностью в единое целое. Мамышев-Монро в серии работ «Политбюро» (1991-2002), следуя инверсионной логике эпохи, переодевает членов политбюро в женщин – очень модных, симпатичных советских женщин, с хорошим макияжем, в шляпках, в платочках, в модных очках. Ирония по поводу пошатнувшегося авторитета советского истеблишмента здесь парадоксально дополнена социальной слитностью, постепенно проступающей за этим художественным макияжем.
Куратор:
Yang Zhenzhong/Ян Чженьчжун (КНР)
Участники (художники):
Владислав Мамышев-Монро
Тимур Новиков
Вячеслав Сысоев
Дмитрий Плавинский
Алексей Беляев-Гинтовт
Игорь Меглицкий
Виктор Тихомиров
Владимир Мироненко
Леонид Ротарь
Yang Zhenzhong / Ян Чженьчжун (杨振中)