Выставка Джока Стёрджеса «Без смущения» читать ~5 мин.
с 8 по 25 Сентября
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, стр. 1
Москва
ВЫСТАВКА ЗАКРЫТА 25/09
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий – Джока Стёрджеса.
Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.
Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.
Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», – говорит автор.
Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже 3ье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».
Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.
Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.
Центр фотографии имени братьев Люмьер покажет около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.
8 сентября состоится творческая встреча с Джоком Стерджесом.
Стоимость билета: полный — 430 рублей, льготный — 200 рублей (приобретается в кассе Центра фотографии), ветераны Великой Отечественной войны — бесплатно.
25 Сентября, в результате обвинительных выступлений господ Мизулиной, Цветкова и общественной организации «Офицеры России», руководство галереи приняло решение закрыть выставку. Опираясь на изучение творчества фотографа в интернете, вышеупомянутые господа сделали выводы о наличии на выставке материалов, классифицируемых как детская порнография. В последствии выяснилось, что фотографий, нарушающих российское законодательство, на выставке нет, а упомянутые представители власти потребовали закрыть выставку на основании собственных домыслов. Однако, выставку всё-равно закрыли, а Сёрджес из-за этого скандала приобрёл в России широкую известность.
Джок Стёрджес впервые прокомментировал в эксклюзивном интервью журналистам РЕН ТВ скандал, который произошёл из-за его выставки в Москве. Он признался, что очень удивлён и одновременно расстроен. “Мне грустно, поскольку я хотел сделать прекрасное шоу. Мои работы выставляют множество галерей в разных странах. И я не слышал ничего подобного раньше, никогда в своей жизни”, – пояснил Стерджес.
По словам Джока, такого с ним никогда раньше не случалось: “Такого никогда не случалось в моей работе, где бы то ни было в мире. И мои работы выставляются по всему миру”. Художник отметил, что на его снимках запечатлены соседи, друзья, которых он фотографировал на протяжении 40 лет: “Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. Мои фото содержат примерно 25 семей, которых я фотографировал с 70-х годов прошлого века”. “Люди, которые соглашаются принять участие в моих фотосессиях, делают это потому, что сами того хотят”, – добавил он.
На вопрос, почему Джок выбрал именно такой стиль, он ответил следующее: “Это всё равно, что спросить, почему вы любите голубой цвет. В этих фото нет чего-то постыдного, они полны очарования человеческого естества. Я буду говорить, с другой стороны, многие люди показывают пальцем и призывают быть более моральными, более корректными”.
Стёрджес отметил, что его фотографии были опубликованы во всём мире, и ни одной галерее не увидели в них порнографии. “Там просто её нет”, – уверяет художник.
Джок Стерджес признался, что все произошедшее его опечалило: “Я очень опечален, потому что Москва выглядит как город XXI века. Дух захватывает! Москва так изменилась за последние 40 лет! Я повстречал интереснейших людей, с настолько широким кругозором, что был поражен после беседы с ними. Меня пригласила в Россию очень хорошая галерея. Братья Люмьер – одна из лучших частных галерей, которые мне доводилось видеть”.
Заявление ОП РФ по поводу выставки Джока Стерджеса
- Джок Стёржес. Без смущения 2.0. 18+
- Заявление ОП РФ по поводу выставки Джока Стерджеса
- «Руфь» Элизабет Гаскелл, краткое содержание
- Гарри Бенсон. The Beatles и не только