Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» читать ~6 мин.
с 28 Июня
по 1 ДекабряМузей «Гараж»
ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Москва
Участники: Ким Абелес, Джон Акомфра, Элин Мар Эйен Вистер, Тури Вронес, Бен Вудард, Гинтс Габранс, группа «Гнездо», Карел Дюжарден, Хельге Йордхейм, Маурицио Каттелан, Сергей Кищенко, Ле Корбюзье, Лоуренс Лек, Михаил Матюшин, Эдвард Майбридж, Александр Образумов, Дан Пержовски, Лия Пержовски, Патриша Пиччинини, Анастасия Потемкина, Саломон ван Рёйсдал, Саша Пофлепп, Лор Пруво, Джон Рафман, Памела Розенкранц, Марта Рослер, Боряна Росса и Олег Мавроматти, Тита Салина, Томас Сарасено, Аллан Секула, Денис Синяков, Виктор Скерсис, Сунь Юань и Пэн Юй, Хейден Фаулер, Джеймс Ферраро, Билл Фонтана, Ханс Хааке, Хуан Юн Пин, Сюзан Шуппли, Герри Шум, Даг Эйткен, Макс Эрнст, Мелла Ярсма, Allora & Calzadilla, Critical Art Ensemble, Driessens & Verstappen, finger, Numen/For Use, Rimini Protokoll, Studio Drift и Wooloo.
Масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» объединит исторические и новые произведения более 50 авторов из России и всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам (в частности, известного эколога и демографа Пола Эрлиха) датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века был 2030 год. С другой стороны, 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты» (знаменитый слоган экологов «there’s no planet B») — вплоть до воображаемого момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной. Поэтому, с одной стороны, речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю «неустойчивость» нашего знания о нем. Вместе с тем мы исходим из «перформативного» понимания будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших действий сейчас. Как заметил теоретик и критик искусства Ти Джей Демос в статье «Искусство после природы» (2012), «подобно тому, как природа больше не воспринимается как изначальная, чистая, отдельная от человека сфера, так и автономия искусства перед лицом экологической катастрофы представляется все более сомнительной».
«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических, социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.
Первым проектом «Грядущего мира» станет премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съёмки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
На выставке будет представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде до произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания её в качестве системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива Wooloo.
Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Алана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.
«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания, и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей «экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным «проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. В частности, архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут созданы специально для выставки и 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — заводчиками пчел, исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo (www.humanhotel.com). Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта отказалась от печатных буклетов, однако к выставке подготовлен цифровой каталог, мобильный и аудиогиды, а также разработанный инклюзивным отделом Музея видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
В рамках программы Garage Atrium Commissions в Атриуме Музея будет представлена новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы. 1959–2019», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на «Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, WIN> На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим и природным. Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами Музея «Гараж» Инсталляция Джона Акомфры «Пурпур» создана по заказу галереи Барбикан (Лондон) совместно с Музеем картин (Умео, Швеция), Академией TBA21 (Вена), Институтом современного искусства (Бостон), Музеем коллекции Берардо (Лиссабон) и Музеем современного искусства «Гараж». Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» организована при поддержке Посольства Австралии, Посольства Королевства Дании, Посольства Королевства Нидерландов, Посольства Королевства Норвегии и Французского Института при Посольстве Франции в России. Музей современного искусства «Гараж» благодарит HTC Vive за помощь в организации перформанса Хейдена Фаулера «Снова вместе».
- В галерее Тейт выставлены работы финалистов премии Тёрнера
- «Фантомина» Элизы Хейвуд, краткое содержание
- «Смерть и жизнь великих американских городов» Джейн Джейкобс, краткое содержание
- Межрегиональная академическая выставка «Идель-Арт 2019», тема: «Мегаполис»