Выставка Игоря Вулоха «Вспоминая Игоря Вулоха» читать ~3 мин.
с 12 Октября
по 13 НоябряГалерея Файн Арт
4-ый Сыромятнический переулок, д.1/8С9, Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Москва
2018 –й год –юбилейный год художника Игоря Вулоха
Игорь Александрович Вулох (3 января 1938, Казань — 28 ноября 2012, Москва) —художник-нонконформист 60-х годов, один из классиков абстракци и минимализма. Родился в Казани, окончил Казанское художественное училище в 1958, затем учился на Художественном факультете ВГИК. Творческое формирование художника происходило в конце 50-х-60-е годы, когда «оттепель» и «заморозки» следовали друг за другом. Именно в этот период начало формироваться искусство, параллельное официальному, – нонконформизм. Игорь Вулох в силу своего крайнего индивидуализма всегда был в стороне от различных группировок, его путь – путь одиночки. Однако творчество мастера стало органичной частью нового международного художественного течения, возникшего в конце 50-х – начале 60-х гг.
В 1960-е годы молодой Игорь Вулох начинает поиски своего творческого пути. В начале была фигуративная экспрессивная живопись, в основном – пейзажи, обесчеловеченные, наполненные омертвевшими элементами некогда живой природы. Метафизическая сущность работ этого периода, их иллюзорность говорят о стремлении молодого автора через видимый объектный мир выразить невидимое, ощущаемое чувственно. Постепенно его поиски вышли за пределы видимого, эмпирического и привели к беспредметной пластике. В 1968 И. Вулох начал серию белых минималистических работ, которую он писал всю жизнь, – «белый Вулох».
Внешние импульсы произведений Игоря Вулоха просты, они отражены в названиях работ – пейзаж, интерьер, натюрморт, деталь. Но в его живописных решениях нет конкретных образов объектного мира. Художник отображает не объекты как таковые, а совокупности ощущений, эмоционально-чувственных восприятий структуры окружающего мира в его непрерывном изменении. Картины Вулоха – скупые ритмические системы, в которых цвет или не-цвет (белый) взаимодействуют с фактурой, плоскость холста – с рельефом, прямые линии параллельны или пересекаются. В эти абстрактные композиции художник часто включает вполне реальное явление – линию горизонта, точнее – ее иллюзию. Он достигает этого путем постепенного сгущения, а затем полного слияния рельефных параллельных линий или последовательным уменьшением до исчезновения выпуклых форм. Вглядываясь в полотна Игоря Вулоха, мы не видим плоскости холста, художник уводит нас по ту стороны картины, в бесконечность. Графика И. Вудоха насыщена цветом. Его композиции на бумаге из ярких крупных пятен, полос, линий как бы несут в себе световой источник. Они создают эффект многослойности, многопространственности, воздушности и часто вызывают вполне конкретные образы, например, смены времен года или дня.
В 1961 Игорь Вулох знакомится с поэтом Геннадием Айги. Они становятся друзьями на всю жизнь, Игорь создавал иллюстрации к поэзии Айги, а поэт посвятил ему цикл стихов. В России и за рубежом вышло более 10 их совместных книг. Игорь Вулох также создал серию графических работ к стихам шведского поэта Тумаса Транстремера (Нобелевского лауреата по литературе в 2011), ставших его любимейшими иллюстрациями. Выставка этих рисунков состоялась в Галерее «Файн Арт» в 2001, на ней присутствовал сам поэт. В 1988, в Дании, Троельс Андерсен издает первую монографию о Вулохе.
В 1996 Галерея «Файн Арт» и Министерство культуры РФ выдвинули И. Вулоха на соискание Государственной Премии, и он стал её номинантом. Работы Игоря Вулоха завораживают, простые на первый взгляд, они вызывают затем сложнейшую гамму переживаний, мыслей, фантазий. Ирина Филатова
- Музей современного искусства представил творчество Игоря Вулоха
- Ярмарка современного искусства COSMOSCOW
- Выставка «Игорь Вулох. Эволюция белого»
- Гений русского модерна, которому не повезло жить в эпоху перемен
- «Я охочусь на убийц» Барри Лайга, краткое содержание
- Первым из городов Сибири, где побывал театр русской драмы из Риги, стал Омск