Выставка «Истории русского балета» читать ~3 мин.
с 8 Октября
по 8 НоябряВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
8 октября во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открывается выставка «Истории русского балета», который предлагает современный взгляд на искусство русского балета в его актуальном и историческом аспекте. Цель проекта – посредством смежных областей искусства, художественных деталей, отдельных историй постановок, фрагментов произведений, дополнить и обогатить впечатления поклонников русского балета. Обратить внимание наших современников на балет сегодняшнего дня, на его связь с великими деятелями прошлого, на преемственность поколений и художественных школ на протяжении ХХ и ХХI веков.
Бакст Л.Н. (1866-1924). Эскиз декорации к балету «Клеопатра» на музыку А.Аренского. Театр Шатле. Париж. Русские сезоны.1909
На выставке будут представлены широкому кругу зрителей уникальные произведения из фондов московских музеев. Наиболее значительные экспонаты выставки –монументальные изображения в бронзе великих балерин ХХ века Галины Улановой и Майи Плисецкой скульптора Елены Янсон-Манизер, известной своими работами на тему русского балета и спорта, монументальными проектами для Московского метрополитена (станции Динамо, Добрынинская). В них передана сама душа танца, характер движения, подмечено то, едва уловимое, что составляет суть образа. Портрет Улановой в роли Одетты в «Лебедином озере» хранился несколько десятилетий в фондах Государственной Третьяковской Галереи. Такая же монументальная скульптура Галины Улановой установлена перед зданием Королевского музея танца в Стокгольме. Скульптура, изображающая Майю Плисецкую в образе Лебедя, была создана Еленой Янсон-Манизер в 1968 году специально для великой балерины.
Е.А. Янсон-Манизер (1890-1971). «Одетта - Галина Уланова». 1940. Бронза
Е.А. Янсон-Манизер (1890-1971). «Лебедь-Майя Плисецкая». 1968-1969 г.г.
Балет в России традиционно имеет высокий статус в культурной жизни государства, а за рубежом уже давно стоит в ассоциативном ряду русского искусства и является визитной карточкой нашей страны. Русский балет хранит свои эстетические каноны и является законодателем классической хореографии во всем мире со времен новейшей истории.
Экспозиция выставки отражает все грани предметов искусства, вдохновленных балетом. В ней показаны живописные и графические эскизы декораций, костюмов к знаменитым постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева, выполненные художниками первой величины – Львом Бакстом, Александром Бенуа, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым; оригинальные костюмы, реализованные в материале по их эскизам. Также представлены авторские реконструкции сценических костюмов к «Русским сезонам» современного театрального художника Анны Нежной. Влияние русского хореографического искусства на европейских мастеров стиля Ар-Деко можно увидеть в скульптурах Деметра Чипаруса и Пьера Лореля.
Бенуа А.Н. «Праздник в замке». Эскиз декорации к балету «Чары феи Альсины» 1929 г. Антреприза Иды Рубинштейн
Творческие поиски взаимодействия разных видов искусства второй половины ХХ века отражают эскизы Игоря Макарова к телефильмам с участием Майи Плисецкой на музыку Родиона Щедрина «Дама с собачкой» режиссёра Бориса Галантера и «Поединок» Бориса Эйфмана. Выдающийся артист балета, хореограф, театральный режиссёр Владимир Васильев раскрывает универсальность своего таланта в авторской сценографии, работах в технике акварели.
Васильев Владимир. «Жизель» 2-й акт, эскиз сценографии, бумага, акварель,2008 г. 25х36 см
На выставке представлены предметы из коллекции советского фарфора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства – скульптурные изображения знаменитых балерин Татьяны Карсавиной, Галины Улановой, Майи Плисецкой в легендарных сценических образах. Часть предметов из этой коллекции, выполненные в 1920-е – 1950-е гг. на Ленинградском фарфоровом заводе по моделям Веры Мухиной, Елены Янсон-Манизер, Натальи Данько.
Скульптурная миниатюра, посвященная памяти Майи Плисецкой, из коллекции «Образы русского балета», создана творческой группой SASONKO. Великая балерина запечатлена в образе, напоминающем иконографическое изображение «Оранты», с открытыми в предстоянии перед вечностью руками – воплощение хрупкости и силы.
Татьяна Хромосеева, коллекция SASONKO «Балет» - миниатюра «Майя», 2015
Хромосеева Татьяна. Эскиз скульптурной миниатюры "Майя".
«Истории русского балета» приглашают зрителей вспомнить шедевры художественных постановок, ярких личностей русского балета, прикоснуться к вечным ценностям, созданным благодаря высокому искусству танца.
- В парижском бутике за обоями обнаружена картина XVII века
- «Маленькие великие дела» Джоди Пикоулт, краткое содержание