Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века» читать ~4 мин.
с 25 Июля
по 1 ОктябряБашкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
ул. Гоголя, 27
Уфа
С 25 июня по 1 октября в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова пройдёт выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века».
Этот масштабный выставочный проект осуществлен Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при участии Государственного музея искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и частного Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани.
Выбор Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова в качестве места экспонирования неслучаен. 8-10 июля 2015 года в Уфе пройдут два крупных международных мероприятия – саммиты БРИКС ШОС, в которых примут участие представители ряда крупнейших стран Востока.
В экспозиции представлено более 65 живописных и графических работ двух десятков художников от 1910-х до 1940-х годов, которые в разные периоды истории и по-разному были связаны со Средней Азией.
П.С.Уткин. Натюрморт. 1911. Холст, масло. 46,5х56,5. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
М.С.Сарьян. Плоды и овощи. 1942. Холст, масло. 95х160 см. Государственный музей Востока
Художники объединения «Голубая роза» – лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства. Основные этапы этого почти полувекового путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, зато стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную отзывчивость на требования времени.
Л.Л.Буре. Двор медресе Шир-Дор в Самарканде. 1913. Холст, масло. 61х54,5 см. Государственный музей Востока
Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века – мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества «Бубновый валет» Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому – мечети и старые ханские дворцы. Ну а если кто и доезжал до «Самаркандии» (если вспомнить название путевых заметок Кузьмы Петрова–Водкина, ещё одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, оплощающий предметы и фигуры, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шахи-
Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными. Особенно это заметно в 1920-1930-е годы, когда творческая командировка в Ташкент или Бухару из Москвы с набирающим там силу соцреализмом превращалась в фактическую эмиграцию, однако дававшую возможность жить и творить.
С.П.Юдин. Самарканд. Начало 1900-х. Холст, масло. 44,5х68 см. Фонд Марджани
А.Н. Самохвалов. Шахи-Зинда. 1921. Бумага, гуашь. 43х51,5 см. Фонд Марджани
В конце 1920-х Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы», «самый удивительный художник Узбекистана», как называли его друзья, соединивший радикальный авангард и традиционные формы, создает экспериментальное объединение «Мастера Нового Востока». В начале 30-х – «бригаду Волкова» пополняют примитивист Николай Карахан, фресковой мощью своих полотен напоминающий Диего Риверу, и визионер Урал Тансыкбаев (по легенде, тот, уже в старости ставший главой Союза художников Узбекистана, умер от инфаркта, увидев свои ранние полотна). В 1930-е создает свой «Библейский цикл» уроженец Витебска Рувим Мазель, перенося на туркменскую землю сюжеты Священного писания. Пародирует картины на «производственную тему», создавая космогонические аллегории, Павел Щеголев. Так рождалось уникальное явление, которое теперь искусствоведы называют «туркестанским авангардом».
А.Н. Волков. Люди у мечети. 1918. Картон, масло. 15,5х52. Фонд Марджани
А.Н. Волков. Сбор хлопка. 1931. Холст, масло. 127 x 141,5. Государственная Третьяковская галерея
Н.Г.Карахан. Женская ударная бригада. Начало 1930-х. Холст, масло. 90х105 см. Государственный музей Востока
Но Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его «Мальчиком с рыбой» (1924) кажется немецким экспрессионистом.
Л.Ю. Крамаренко. Фазаны. 1935. Бумага, гуашь. 69х47,5 см. Государственный музей Востока
Р.Р. Фальк. Старая узбечка. 1938. Бумага, белила, акварель, гуашь. 62х42,5 см. Государственный музей Востока
С.А.Чуйков. Утро Киргизии. 1930-е. Холст, масло. 88 x 116,5. Государственная Третьяковская галерея
Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними – нынешняя выставка.
Выставка открыта со вторника по четверг с 10:00 до 18:30, в субботу – с 12:00 до 20:30
- Образ Востока, созданный русским художниками, в стенах Радищевского музея
- Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля»
- Лекция на жестовом языке «Экзотические мотивы в картинах русских художников»