Выставка «Образы России в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков» читать ~3 мин.
с 25 Декабря
по 4 АпреляПермская государственная художественная галерея
Комсомольский проспект, 4
Пермь
С 25 декабря в Пермской художественной галерее начнёт работу выставка «Образы России в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков». Экспозиция объединяет произведения искусства разных видов и жанров темой «Россия» и раскрывает тенденции развития русского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.


Интерес к России особенно ярко проявился в культуре и искусстве 1870-1920-х годов, отразившись в произведениях на историческую тему, в картинах народной жизни и пейзаже, в открытии художниками особенностей древнерусской архитектуры. Свой вклад внесли и портретные образы «человека духовного», героя нового времени – общественного деятеля, и новые визуальные образы Урала и русского Севера, созданные авторами в путешествиях по стране. Общественную мысль не оставлял вопрос развития России, её идентичности, национального самоопределения.
На рубеже XIX-XX веков с особой остротой проявляется чувство прошлого, возникающее в ландшафте культурной памяти – личной и исторической. Интерес к национальным особенностям выразился в романтическом направлении, или «неорусском стиле», причем во всех видах искусства и архитектуре. Даже меню царских обедов в то время сопровождается изображением русской старины, а модные журналы пропагандируют элементы именно народной одежды. При императорском дворе носят наряды «под старину», а названия журналов и сборников тех лет говорят о национальной приверженности: «Русские сокровища», «Русская старина», «Старые русские города – рассадники искусства». Открываются музеи отечественной истории, русского искусства, публикуются издания о русском искусстве и архитектуре. Таким образом, культурные события того времени подтверждают общий настрой на национальную идею. О «наступлении русской темы» вовне свидетельствуют художественные события за рубежом: выставка произведений русских художников в парижском «Осеннем салоне» (1906), «Исторические русские концерты» в Париже с участием Глазунова, Рахманинова, Бородина, Глинки, Чайковского и других (1907), «Русские сезоны» с участием Павловой и Нижинского, с декорациями Бенуа и Бакста.
Выставка в Пермской галерее раскрывает ведущие тенденции искусства рубежа XIX-XX веков:
переживание национальной истории как личной, анализ социальной жизни различных слоев русского общества, новые формы в искусстве (авангард) как своеобразная художественная «революция».
На выставке будет представлено около 200 работ всех видов и жанров искусства: живопись, графика, лубок, икона, плакаты, драгоценные металлы, фарфор, скульптура, первые издания книг о русском искусстве и архитектуре, художественные журналы и сатирические периодические издания рубежа XIX-XX веков. Среди авторов работ – многие известнейшие мастера того времени: Илья Репин и его сын Юрий Репин, Михаил Клодт, Наталья Гончарова, Игорь Грабарь, Алексей Денисов-Уральский, Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Николай Рерих и другие.

Некоторые экспонаты выставки известны зрителям, а некоторые они увидят впервые. Например, из фондов «выйдут в свет» «Лед прошёл» Абрама Архипова, «Канун» Владимира Плотникова, «Ранняя весна» Леонарда Туржанского», «Старик-сеятель» Александра Моравова, «Петр I в Полтавской битве» Юрия Репина, икона «Спас Нерукотворный» Николая Рериха, скульптура «Лев Толстой» Наума Аронсона и др. Кроме того, в экспозиции представлена картина “В селе на Дону” Николая Дубовского из частной коллекции, а также две картины из Музея русского импрессионизма (Москва): «За вышиванием» Николая Тархова, «В солнечный день. Кострома» Петра Петровичева.



Куратор выставки: Нина Казаринова, главный научный сотрудник Пермской галереи
Дизайнер: Никита Гойнов
Выставка организована при поддержке Министерства культуры Пермского края
Аудитория 0+
- Авдеевские венеры
- Венера Мораванская
- Борис I
- Религия в Канаде
- Неделя Андрея Тарковского
- Де Стейл (De Stijl), голландская группа абстрактного искусства