Де Стейл (De Stijl), голландская группа абстрактного искусства читать ~5 мин.
Де Стейл (De Stijl, то есть стиль) представлял собой случайную организацию голландских художников, архитекторов и скульпторов, а также журнал, который группа использовала для пропаганды своих идей в области абстрактного искусства и дизайна. Де Стейл был основан Тео ван Дусбургом (1883-1931); среди его ведущих участников были Пит Мондриан (1872-1944), утрехтский художник и дизайнер Барт ван дер Лек (1876-1958), антверпенский скульптор Жорж Вантонгерлоо (1886-1965) и немецкий художник Фридрих Фордемберг-Гильдеварт (1899-1962), а также архитекторы Геррит Ритвельд (1888–1964) и Дж. Д. Уд (1890–1963). Де Стейл продвигал художественную концепцию неопластизма Мондриана, но с 1921 года Ван Дусбург также продвигал идеи Дада и пересмотренную форму неопластизма, известную как элементаризм. Это привело к уходу Мондриана из группы. Одно из наиболее влиятельных направлений современного авангардного искусства Де Стейл оказало наибольшее влияние на архитектурный дизайн – см., например, Ле Корбюзье (1887-1965) и Мис ван де Роэ (1883-1969) – и прикладное искусство, особенно типографию и дизайн мебели.
История образования
Де Стейл был детищем голландского художника, дизайнера, писателя и критика Тео ван Дусбурга. Служа в армии, он столкнулся с картинами Мондриана, в которых он видел свой идеал. Затем он встретил его на выставке в музее Стеделейк в Амстердаме и после долгих обсуждений они сформировали художественную группу De Stijl. В то же время они также основали журнал под редакцией Ван Дусбурга, для которого Мондриан написал множество статей. Хотя его тираж редко превышал 300 экземпляров, читательская аудитория была влиятельной в художественных кругах.
Членство в Де Стейл быстро росло. Кроме перечисленных выше, членами группы или были связаны с группой, также художники Вилмос Хусар (1884–1960), Амеди Озенфант (1886–1966), Марлоу Мосс (1890–1958), Жан Горин (1899–1981), Жан Гелион (1904–1987 гг.), Бургойн Диллер (1906–1965 гг.), Илья Болотовский (1907–1981 гг.), Макс Билл (1908–1994 гг.) и архитекторы Роберт ван Тхофф (1887–1979 гг.), Ян Вилс (1891–1972) и Корнелис ван Эстерен (1897–1981).
Все они подписали манифест в котором посвятили себя теории неопластизма, разработанной Мондрианом. На группу также оказали влияние различные другие элементы, в том числе кубизм Пикассо и Брака, конструктивизм Татлина и супрематизм Малевича, теоретические работы, такие как «Новый образ мира» (1915) и «Принципы пластической математики» (1916) М.Х.Д. Шенмейкера и конечно архитектурные проекты Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959).
Неопластизм – Характеристики
Неопластизм («новое искусство») основан на идее, что истинная цель искусства состоит не в том, чтобы воспроизводить реальные объекты, а в том, чтобы выразить абсолюты жизни, необъективное искусство. Мондриан объяснил свою теорию неопластизма в изобразительном искусстве (De Nieuwe Beelding in de schilderkunst) в первых дюжинах номеров журнала De Stijl. В 1920 году он опубликовал книгу под названием Le Neo-Plasticisme. Его цель состояла в том, чтобы обнародовать новую дизайн-парадигму гармонии и порядка, сводя все искусство к основам формы и цвета. Отказавшись от натуралистического искусства, он писал: «Это новое искусство найдёт своё выражение в абстракции формы и цвета, то есть в прямой линии и чётко определённом основном цвете». Его неопластизм был идеальным типом абстрактного искусства, которое можно выразить только в самых чистых формах. Таким образом, можно использовать только квадраты и прямоугольники и только прямые горизонтальные или вертикальные линии; тогда как могут применяться только основные цвета (красный, жёлтый и синий) и три основных значения света (белый, чёрный и серый).
В живописи эти принципы проиллюстрированы в «Арифметическом сочинении» Ван Дусбурга (1924), «Неопластицизм – Композиция VII» (1917) и в Композиции А Мондриана (1929), «Композиция с синим и жёлтым» (1932) и «Композиции с жёлтым, синим и красным» (1937–42). В архитектуре неопластизм лучше всего иллюстрирует Дом Ритвельда Шрёдера, а в мебели – Красный и Синий стул.
События в Де Стейл
Проблемы внутри группы начались в 1921 году, когда Ван Дусбург начал уделять больше времени школе дизайна Баухауза, основанной Вальтером Гропиусом и русскими конструктивистами. Кроме того, он оказал поддержку ганноверскому художнику Дада Курту Швиттерсу (1887-1948), с которым совершил поездку по Голландии в 1922 году, продвигая идеологию Дада. Он также принял теоретические статьи для журнала от дадаистов, таких как Швиттерс, Тристан Цара (1896–1963), Рауль Хаусманн (1886–1971) и Жан Арп (1886–1966) и отредактировал дадаистско-конструктивистское издание (в дополнение к журналу Де Стейл) под названием Mecano. Тот факт, что он писал под псевдонимом, не успокоил его критиков в группе. В 1924 году Мондриан порвал с группой, когда Ван Дусбург ослабил доктрину неопластизма, определявшего только горизонтальные и вертикальные оси, и обосновал использование диагональных линий в своей новой теории – элементаризм. На этом этапе Ван Дусбургу удалось расстроить и многих других участников, что привело к фрагментации в группе и полному отсутствию сплочённости. Тем не менее, Де Стейл продолжал оказывать влияние в Нидерландах и Германии. В 1930 году Ван Дусбург издал свой Манифест о конкретном искусстве, но умер в следующем году. Даже после его смерти новый абстрактный стиль, известный как Art Concrete, развился из остатков Де Стейла и футуризма.
Наследие
Хотя справедливо было бы сказать, что влияние де Стейл распространялось больше на теорию (а не на практику) современного искусства, оно оказало значительное влияние на развитие геометрической живописи, а также архитектуры и прикладного искусства. Это влияние наиболее отчётливо видно в работе Школы Дизайна Баухауза и в Интернациональном стиле современной архитектуры, которым воспользовались многочисленные американские архитекторы под влиянием бывшего дизайнера Баухауза Людвига Миса ван дер Роэ, который эмигрировал в Чикаго. Для получения дополнительной информации см.: Американская архитектура (с 1600).
Коллекции
Работы художников De Stijl можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности, в музее MoMA в Нью-Йорке, в Gemeentemuseum в Гааге, в музее Стеделейк в Амстердаме и в Центральном музее Утрехта. Последний хранит самую большую коллекцию Ритвельда в мире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?