Выставка одной картины к 155-летию со дня рождения Василия Никитича Мешкова (1867 – 1946) «Весна идёт» читать ~2 мин.
с 17 Января
по 28 ФевраляКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 103
Калуга
Почти каждое произведение живописи имеет свой художественный контекст, вызвавшую его к жизни среду. Сюжет может на первый взгляд представиться обыденным и случайным, как сделанный второпях фотоснимок. Но за этим обманчивым впечатлением может скрываться композиция, отражающая быт и даже жизненный уклад ушедшей эпохи вместе с их восприятием художника.
Естественно возникает вопрос: кто был автор этой картины? Василий Никитич Мешков (1867 – 1946), художник с весьма сложной и необычной судьбой. Он родился в городе Ельце в семье булочника и мельника, умершего когда сыну было четыре года. Мать ушла в женский Знаменский монастырь, куда пожертвовала все своё состояние, и мальчик воспитывался местным священником, позже определившим его в бурсу. Окончив трёхклассную школу. Василий скитался по монастырям. Первые уроки рисования получил у художника М. И. Горшкова. В 1882-1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова. В 1889-1890 гг. продолжил образование в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.
В 1893 г. В. Н. Мешков становится членом Московского товарищества художников. После 1917 г. работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. С 1922 г. он член Ассоциации художников революционной России. Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892–1917) и в Академии художеств в Ленинграде (1937-1940). Среди его учеников – Б. Н. Яковлев, В. Н. Яковлев, П. М. Шухмин, его сын пейзажист В. В. Мешков.
В ранний период своего творчества В. Н. Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников: «Зубоврачевание» (1891), «Вечерняя серенада» (1893), «У лампы» (1895), «Чужой ребёнок» (1897), «Утром» (1897), «Ослепший художник» (1898). Затем получает широкую известность как художник-портретист, особенно активно работающий в 1930-е годы. Его произведения передают индивидуальные психологические черты человека, раскрывают его социальный облик, отличаются точным рисунком и выразительной лепкой лица.
Полотно «Весна идёт» (1901) примыкает к ранним жанровым сюжетам мастера. Представлена сцена в доме на набережной Москвы-реки, с видом на Симонов монастырь, в затемнённом интерьере, освещённом лишь окном, с усевшейся на широком подоконнике детворой, наблюдающей ледоход. Возбуждённое состояние малышей не передаётся мальчику-подростку и не затрагивает погруженную в свои думы сидящую в кресле старушку. В сущности, развивается тема быстротекущего времени.
- Юбилейная выставка РОБЕРТА ХАНИФОВИЧА ГАЙСИНА
- «Наваждение» - новая выставка Петра Татарникова открыта в Фонтанном доме
- ТАМАРА КАМАЕВА. ЗИМА, ВЕСНА. ЛЕТО, ОСЕНЬ И СНОВА …ЗИМА 0+