Выставка одной картины «Портрет в творчестве Антони Паламедеса» читать ~3 мин.
с 29 Сентября
по 21 НоябряКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 29 сентября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнёт работу выставка одной картины «Портрет в творчестве Антони Паламедеса», к 420-летию со дня рождения художника.
Внутренний мир человека, его душевное состояние для художественного произведения оказываются не менее важными, чем общее портретное сходство с моделью. Индивидуальные черты отличают изображения с глубокой древности, но умение запечатлеть неповторимость облика с особой настойчивостью и силой приходит лишь в европейское искусство в эпоху Возрождения. При этом в живописи явно сказывается воздействие скульптуры и медальерного искусства, предназначенных увековечить личность изображенного. Появляются импозантность и монументальность, ведущие к подчеркиванию внешней торжественности образа.
Иначе дело обстоит в ХVII веке, явившемся порой расцвета портретной живописи, отражающей все более усложняющиеся и разнообразные формы жизни. Портрет обычно выявляет бытовую и социальную среду, указывает на общественное положение или профессию, говорит о вкусах, привычках, манере поведения, о жизненном окружении. Внешность портретируемого предстает в соответствии с определёнными общими понятиями о человеческой красоте и достоинстве, при передаче тончайших оттенков чувств и настроений. Интимное соприкосновение с внутренним миром изображаемого отличает лучшие голландские произведения этой эпохи, принадлежащие кисти наиболее выдающихся мастеров, таких как Рембрандт.
Искусство Рембрандта не нашло прямых продолжателей, но, тем не менее, портрет в Голландии ХVII века достигает расцвета. Особенно это касается женского портрета типа пуритански-строгого изображения бюргеров. Молодая или среднего возраста дама с гладко зачесанными назад волосами, в черном платье, с большим белым отложным воротником, отделанным просвечивающимися кружевами, становится одним из излюбленных персонажей, в том числе и Антони Паламедеса, прозванного Стевартсом (1601 – 1673). Он родился в Делфте, учился у Михила Миревелта, с 1621 года являлся членом гильдии живописцев. Работал в родном городе и Амстердаме. Писал портреты и жанровые сцены. Его произведения хранятся в Государственном Эрмитаже и некоторых музеях России и Украины. Они пользовались большой популярностью у современников.
На портрете в собрании Калужского музея изобразительных искусств полуфигурное изображение немолодой дамы во вдовьем чепце, в типичной для того времени одежде, в трехчетвертном повороте. Судя по портретному сходству, моделью послужило то же лицо, что и для «Портрета дамы с гвоздикой», датированного 1660 годом, находящегося в Киеве. Прослеживаются те же принципы композиционного решения и тяготение к монохромной цветовой гамме, состоящей из различных градаций серовато-охристых и пепельных тонов, внимание к мелочно подробному, обстоятельному рисунку деталей лица. Очень умело согласован темный силуэт фигуры с темным же, но не глухим, фоном. Во всем этом сказывается тонкое мастерство опытного живописца, не считающего нужным использовать внешние эффекты. Особо надо отметить жемчужное ожерелье и скромную брошь – свидетельство тонкого эстетического вкуса.
Антони Паламедес практически всегда обнаруживает свою индивидуальную творческую манеру, но не превращает её в шаблон. Об этом можно судить при обращении к выполненным им детским портретам, явно требовавшим иного подхода. Иной оказывается и красочная гамма, мало напоминающая суровый сдержанный колорит большинства работ.
Выставка продлится до 21 ноября.