Выставка «ПОБЕДА КАК НОВЫЙ ЭПОС. ПОСВЯЩАЕТСЯ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ» читать ~3 мин.
с 27 Мая
по 12 ИюляГалерея искусств Зураба Церетели
ул. Пречистенка, 19
Москва
26 мая 2015 года Российская академия художеств и Крокин галерея в залах Галереи искусств Зураба Церетели по адресу: ул. Пречистенка, 19 представляют выставочный проект «ПОБЕДА КАК НОВЫЙ ЭПОС. ПОСВЯЩАЕТСЯ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ».
ВЛАДИМИР АНЗЕЛЬМ, ИЛШАТ АСКАРОВ, ТАТЬЯНА БАДАНИНА, КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ, АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ, АЛЕКСАНДР ДЖИКИЯ, АЛЕКСЕЙ ДЬЯКОВ, ПЛАТОН ИНФАНТЭ, АНДРЕЙ ИРЫШКОВ & АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВСКАЯ, СЕРГЕЙ & ТАТЬЯНА КОСТРИКОВЫ, ДАРЬЯ КРОТОВА, БОГДАН МАМОНОВ, ВЛАДИМИР НАСЕДКИН, НИКОЛАЙ НАСЕДКИН, АЛЕКСАНДР ПАНКИН, АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЁВ, СЕРГЕЙ СОНИН & ЕЛЕНА САМОРОДОВА (т.о. «СВИНЕЦ И КОБАЛЬТ»), МИХАИЛ РОЗАНОВ, ЛЕОНИД ТИШКОВ, ГОР ЧАХАЛ, АНДРЕЙ ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ ШУТОВ, ЛЕОНИД РОТАРЬ, АНДРЕЙ БИЛЬЖО.
Эта выставка о Победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, о масштабном явлении новейшей истории, о сложении нового героического эпоса.
В экспозиции представлено более 50 произведений этих художников: живопись, графика, объекты, инсталляции, видео.
Выставка открыта для посещения с 27 мая по 5 июля 2015 года.
Основная идея экспозиции, её содержательный план сфокусирован на Победе как феномене этого эпоса, находящего отклик в пространстве современной культуры. Принципиальным моментом выставки окажется не столько особенность восприятия Победы людьми, отстоящими от неё на многие десятилетия, сколько формат сопричастности. Это не иллюстрация конкретной истории, а скорее взгляд издалека и прямое обращение к своей памяти в поисках идентичности, это ностальгия по Великому, попытка реконструкции того, что, казалось бы, утрачено за годы поражений и утрат. Именно здесь, в этом смысловом пространстве возникает новый ракурс прочтения Победы в Великой Отечественной и последующего рывка в становлении сверхдержавы, прорубившей «окно» уже в космос.
Прошло семьдесят лет и Победа воспринимается как явление предопределённое, смысл и значение которого прочитывается в исторической перспективе, с одной стороны. С другой же, качество самого события, его значение находит закономерные аналогии с историей сакральной. Отсюда неожиданная ассоциация библейского приговора Валтасару «Мене, мене, текел, упарсин.» (Дан. 5:25-28) с вердиктом 45-го, высеченного нашими штыками на руинах Рейхстага.
Очень многое осталось за «кадром» очевидности, но не подлежит сомнению связь 45-го и 61-го с их жёсткими установками – ”Дошли!” и ”Поехали!” Именно эти лозунги-программы объясняли и определяли космос нашей цивилизации, её мотивацию, историческую орбиту, эпическое наполнение. Покорение космоса и Гагарин стали закономерным развитием кульминации 45-го с Егоровым и Кантарией. «Гагариных» с сорок первого по сорок пятый были миллионы. Миллионы охваченных энтузиазмом людей, поднявших страну на недосягаемую орбиту и сотрясших «вавилонские воды» тысячелетней амбиции нового мирового порядка.
Тема Великой Победы сложна в интерпретации нашего поколения. Применительно к данному проекту разумнее говорить не о теме, а об интонации Великой Победы, её свете, проступающем сквозь суету измышлений и спекуляций, рассыпающихся в прах под «напором стали и огня» у подножия её незыблемого монумента, укорененного в ландшафтах мировой истории.
Эта выставка о Великой Победе, об очередной попытке примерить на себя «шинель отца» в сегодняшнем контексте – современным языком и новыми силами.