Выставка Porkchop. La Catedral читать ~4 мин.
с 18 Февраля
по 19 ИюняМузей современного искусства Эрарта
Васильевский остров, 29-я линия, д.2
Санкт-Петербург
Музей Эрарта представляет первую в России выставку американского мультидисциплинарного художника Porkchop — скульптуры, погружающие в постапокалиптической мир вымышленной квазирелигии.
- Контрастные образы, отражающие конфликт между духовным и физическим началом
- Исследование ацтекского оккультизма и иконоборчества
- Легендарный уличный художник, известность которому принесли муралы в Нью-Джерси
Автор, скрывающийся под псевдонимом Porkchop, известен как мультидисциплинарный художник, однако смысловым центром проекта La Catedral, реализованного им совместно с музеем Эрарта, является серия крупномасштабных объектов. На выставке будет представлено 14 экспонатов — двухметровые скульптуры и иконографические картины, созданные с использованием дерева, акрила и сусального золота. С технической точки зрения представленные произведения являются результатом тщательного проектирования и ручного литья (как правило, из смолы или стеклопластика) с последующим наложением сусального золота и акриловой краски. Формы для отливки своих необычных фигур художник тоже делает сам. На финишном этапе слой за слоем накладываются акрил и листовое золото, а поверхность работ многократно лакируется смолой — так первоначальная задумка предстаёт в более выразительном виде. Выбор цветов, в которых созданы похожие на ритуальные орнаменты росписи на скульптурах, не случаен: отказываясь от обычной многоцветной палитры в пользу минималистичного набора из чёрного, белого и золотого, автор достигает мощного выразительного эффекта с отсылкой к традиционной художественной культуре Центральной Америки.
Необычный творческий метод художника и его нестандартный подход к выбору тем в полной мере отражены в проекте La Catedral. В его основе лежит исследование древней цивилизации ацтеков и отражение их ритуалов в современных традициях жителей Мексики. Экспозиционное пространство трансформируется в подобие культового сооружения и напомнит зрителям грандиозную базилику.
Замысел автора и выставки в Эрарте можно поделить на несколько тем: исследование ацтекского оккультизма и иконоборчества — в традиционном и более широком смысле.
В концепции проекта La Catedral видны отсылки к празднованию так называемого Дня мёртвых (Día de los Muertos). Праздник, который отмечается ежегодно 1 и 2 ноября, имеет христианское происхождение, однако включает в себя ряд синкретических элементов, заимствованных из культуры ацтеков, — именно эти аспекты Porkchop подчёркивает в своих работах.
Одной из тем выставки также является иконография: в работах Porkchop при желании можно найти отчасти пародийные отсылки как к ацтекским, так и к современным мексиканским культовым изображениям. Одним из примеров служит обращение к женским формам для воплощения образа мужского божества. Представляя ацтекское божество в виде женщины, Porkchop тем самым ставит под сомнение традиционную властную иерархию, совершая акт своеобразного иконоборчества.
В традиционном смысле под иконоборчеством понимается намеренное уничтожение сакральных символов и сооружений по религиозным или политическим мотивам. В более широком смысле иконоборчество может толковаться как критика и ниспровержение устоявшихся представлений и догм, что также применимо к работам Porkchop. В этом значении иконоборчество может быть продиктовано как политическими мотивами, так и эстетическими соображениями — именно в этом ключе художник переосмысливает ацтекское и мексиканское визуальное наследие. Ярким воплощением такого подхода служит ключевой экспонат выставки в музее Эрарта — работа «Ирам» (2017). Мало отличаясь от традиционных религиозных изображений по технике и материалам (дерево, графит, акрил и сусальное золото), образ Девы Марии предстаёт в необычной трактовке: её лик напоминает о масках Дня мёртвых, а обнажённое и пронзённое сердце становится отсылкой к ацтекским религиозным практикам. Вопрос о том, стремится ли Porkchop, отступающий от иконографического канона, подвергнуть сомнению религиозные догмы или же отдать дань уважения традиционной визуальной культуре Центральной Америки, остаётся открытым.
Стоит упомянуть, что помимо скульптуры художник работает и в других техниках и формах, с одинаковой лёгкостью создавая живописные полотна, иллюстрации и тексты. Не принадлежа к какому-то конкретному художественному направлению, он самобытным образом сочетает в своём творчестве различные виды искусства. В частности, интерес автора к муралам и монументальным граффити легко прослеживается и в экспозиции: о нём говорят и габариты работ, и активное использование трёх контрастных цветов — золотого, чёрного и белого. Познакомиться с творчеством мультидисциплинарного художника и его миром вымышленной квазирелигии смогут посетители музея Эрарта с 18 февраля по 19 июня.
Об авторе:
Porkchop родился в Нью-Джерси (США) в 1970 году. Автор работает в разнообразных техниках — от живописи и скульптуры до граффити и мурал-арта. Художник окончил Университет искусств Филадельфии со степенью бакалавра и получил диплом магистра изобразительных искусств по специальности «Скульптура» в Университете Содружества Виргинии (Ричмонд, Виргиния).
Работы, в которых Porkchop нередко дополняет винтажные изображения более мрачными современными мотивами, принесли автору коммерческий успех сначала на родине, а затем и за рубежом. На новый уровень популярности художнику позволили выйти вдохновлённые темой моря крупномасштабные муралы, выполненные для городской набережной в Эсбери-Парк (штат Нью-Джерси): «Рути и Андре» (Закатный павильон, 2016) и «Без названия I & II» (2015). Работы художника также экспонировались на многочисленных выставках в Европе и публиковались в художественных альбомах, включая издания The Greatest Erotic Art of Today, Eye Candy и I Want your Skull. Помимо персональных выставок в американских галереях Parlor Gallery и Sansa Art, Porkchop участвовал в коллективных выставках в США и других странах. Выставка La Catedral в Эрарте является для автора первой персональной музейной выставкой такого масштаба.
- «Хвастливый солдат» Плавта, краткое содержание
- Символизм
- Мурализм как искусство
- Acid Mothers Temple, Laurel Halo, тувинское горловое пение и металкор-оркестр из одного человека: главные гости Формы 2018