Символизм читать ~6 мин.
Символизм, направление постимпрессионистской живописи конца 19 века, процветал по всей Европе с 1886 по 1900 год почти во всех областях искусства. Первоначально возникнув в литературе, включая поэзию, философию и театр, оно затем распространилось на музыку и изобразительное искусство. Символистское искусство имело тесные связи с прерафаэлитами и романтизмом, а также с эстетизмом. Как и все эти движения, символизм в значительной степени был реакцией против натурализма и реализма и стал тесно связан с мифологической живописью всех видов.
Если реалисты и натуралисты стремились запечатлеть оптическую реальность во всей её объективной грубости и, таким образом, фокусировались на обыденном, а не на идеальном, то символисты искали более глубокую реальность в своём воображении, своих мечтах и своём бессознательном.
Среди известных художников-символистов были Гюстав Моро (1826-1898), Арнольд Боклин (1827-1901), Фердинанд Ходлер (1853-1918), Макс Клингер (1857-1920), Поль Гоген (1848-1903), Джеймс Энсор (1860-1949), Эдвард Мунк (1863-1944), Одилон Редон (1840-1916) и Пюви де Шаванн. Хотя движение было недолгим, оно оказало сильное влияние на немецкое искусство 19 века, и большое влияние на европейских художников 20 века, особенно на тех, кто участвовал в Наби и модерне, а также в экспрессионизме и сюрреализме. Оно также оказало влияние на таких художников, как Уистлер, Джорджо де Кирико, Хуан Миро, Пауль Клее, Фрида Кало и Марк Шагал. В 1990-х годах ряд китайских художников – членов движения Цинический реализм в Пекине – использовали символистские мотивы для выражения политической и социальной неопределённости, возникшей после разгона на площади Тяньаньмэнь.
Манифест символистов
Статья под названием «Le Symbolisme», появившаяся во французской газете Le Figaro 18 сентября 1886 года, была написана Жаном Мореасом. Согласно Мореасу, символизм выступал против “простых значений и фактического описания”, а его целью было “облечь Идеал в ощутимую форму”. Проще говоря, символисты считали, что искусство должно выражать более абсолютные истины, к которым можно получить доступ только косвенно, используя метафорические образы и формы, содержащие символический смысл.
Общая характеристика
Символистские художники и скульпторы вдохновлялись литературой и поэзией того времени, а также историей, легендами, мифами, библейскими сказаниями и баснями прошлого. Выражая себя, художники-символисты наделяли свои сюжеты (например, женщин, героических мужчин, цветы, пейзажи, животных) мифологическими или другими эзотерическими значениями. Многие художники обращались к стимуляторам, таким как алкоголь и наркотики, чтобы разжечь своё воображение. Излюбленные темы символистов включали: чувственные вопросы, религиозные чувства, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех, а декаданс был общей чертой.
Антиматериализм
Часть эпохи Постимпрессионизма, символизм во многом был реакцией против бездушной урбанизации и материализма Викторианской эпохи. Он отвергал узкие изобразительные рамки Натурализма, предпочитая бродить по более широким полям мистицизма, идеализма, романтизма и обскурантизма. В философском плане он искал более глубокие истины, которые лежали под поверхностью натурализма или импрессионизма.
В двух словах
Символизм – это интеллектуальная форма экспрессионизма. Не довольствуясь использованием цвета и формы для передачи своих чувств, художники-символисты наполняют свои композиции посланиями и эзотерическими ссылками. Именно это повествовательное содержание превращает произведение искусства в произведение символизма.
Художники-символисты
Романтические предшественники, если не наставники символистской живописи, это, например:
Джон Генри Фюзели (1741-1825)
Франсиско Гойя (1746-1828)
Уильям Блейк (1757-1827)
Каспар Давид Давид Блейк (1757-1827)
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904)
Теодор Шассерио (1819-1856)
Художники, наиболее тесно связанные с символистским искусством, родились в течение десятилетий 1850-х и 60-х годов. Лучше всего классифицировать их по национальному признаку, поскольку искусство 19 века было в основном региональным.
Французские символисты
Символистские группы во Франции включали Гидропатов, Зутистов, Декадентскую школу, и Инкогеренцев искусства. Синтетизм Гогена и Бернара (также называемый перегородчатым) также был тесно связан с символизмом. Среди художников были:
Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898)
Гюстав Моро (1826-1898)
Одилон Редон (1840-1916)
Поль Гоген (1848-1903)
Эжен Каррьер (1849-1906)
Луи Велден Хокинс (1849-1910)
Александр Сеон (1855-1917)
Альфонс Осбер (1857-1939)
Арман Пойнт (1861-1932)
Люсьен Леви-Дюрмер (1865-1953)
Эмиль Бернар (1868-1941)
Морис Дени (1870-1943)
Эдгар Максенс (1871-1954)
Гюстав Адольф Мосса (1883-1971)
Другой значительной фигурой во французском символизме был розенкрейцерский искусствовед Жозефин Пеладан, который организовал ежегодную выставку «Салон искусства Розы Круа» (1892-97), важную витрину для символистской живописи. На последней выставке был представлен набор важных картин ученика Моро Жоржа Руо (1871-1958), хотя последний обычно не ассоциируется с символистским искусством. Отметим также, что Пикассо написал множество символистских картин, ссылающихся на библейские и мифологические сюжеты. Например: La Vie (Жизнь) (1903, Кливлендский музей искусств).
Бельгийские символисты
Бельгия была вторым ведущим центром символистской живописи. Бельгийские символисты включали:
Фелисьен Ропс (1833-1898)
Ксавье Меллери (1845-1921)
Фернан Хнопф (1858-1921)
Ян Тоороп (1858-1924)
Джеймс Энсор (1860-1949)
Жан Дельвиль (1867-1953)
Леон Спиллиарт (1881-1946)
Британские символисты
На британский символизм большое влияние оказало братство прерафаэлитов, чей псевдосредневековый романтизм дал огромный толчок современной исторической живописи. К основным прерафаэлитам относились:
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
Эдвард Берн-Джонс (1833-1898)
В Шотландии Чарльз Ренни Макинтош, ведущий представитель декоративного крыла школы живописи Глазго (1880-1915), создал ряд превосходных символистских акварелей, в частности «Урожайная луна» (1892).
Немецкие и швейцарские символисты
Художники-символисты в Германии, Австрии и Швейцарии:
Арнольд Боклин (1827-1901)
Ганс Тома (1839-1924)
Фердинанд Ходлер (1853-1918)
Макс Клингер (1857-1920)
Максимилиан Ленц (1860-1948)
Густав Климт (1862-1918)
Франц фон Штук (1863-1928)
Карлос Швабе (1877-1926)
Русские символисты
Символизм в России следдовал за своим родительским движением в Западной Европе. Среди русских художников-символистов были:
Михаил Врубель (1856-1910)
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942)
Леон Башт (1866-1924)
Константин Сомов (1869-1939)
Кузьма Петров-Водкин (1869-1939)
Николай Рерих (1874-1947)
Другие художники-символисты: Джованни Сегантини (1858-1899) (Италия); Адриа Гуаль (1872-1943) (Испания); П.С. Кройер (1851-1909) (Норвегия); Вильгельм Хаммерсхой (1864-1916) (Дания); Элиху Веддер (1836-1923) (Америка).
Знаменитые картины символистов
Сэр Эдвард Берн-Джонс: Обольщение Мерлина (1878) Тейт Британ, Лондон.
Арнольд Боклин: Остров мёртвых (1880) Музей бильден кунсте, Лейпциг.
Пьер Пюви де Шаванн: Сон (1883) Музей д’Орсэ, Париж.
Гюстав Моро: Жизнь человечества (1886) Музей Гюстава Моро, Париж.
Эдвард Мунк: Крик (1893) Национальная галерея, Осло.
Эдвард Мунк: Беспокойство (1894) Музей Мунка, Осло.
Фернан Хнопф: Сфинкс (1896) Брюссельский музей искусств.
Адриа Гуаль: Утренняя роса (1897) Музей современного искусства, Барселона.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты см.: Хронология истории искусства.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ
Список лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён. Чтобы узнать о лучших масляных красках и акварелях, см. Величайшие картины всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?