Выставка произведений Арсена Гушапша читать ~4 мин.
с 28 Августа
по 9 СентябряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Арсен Гушапша – скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств (2012), член Союза художников России (2006), ТСХР (2010). Родился в поселке Кенже (городской округ Нальчик) Кабардино-Балкарской Республики. В 1981 году окончил Московскую среднюю художественную школу – знаменитую МСХШ (ныне – Московский академический художественный лицей). Будучи выпускником Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова (1987) был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР за дипломную работу «Жажда» – редкий случай в академической истории, когда столь высокая награда была присвоена выпускной работе. Награжден Золотой медалью Творческого союза художников России (2010). С 1991 года стажировался в Италии. Живет и работает в Нальчике.
Арсен Гушапша – один из наиболее ярких представителей современной скульптуры, работающий много и плодотворно в области станковой и монументальной пластики. Его «фирменный стиль» – предельная ясность формы, пронзающая сознание, подобно четко сформулированной мысли, и вместе с тем особые теплота и человечность, заключенные в оболочке созданных скульптором образов.
На выставке представлены скульптурные серии «Птица», «Материнство», «Знаки солнца», выполненные в различных материалах, а также монументальные проекты мастера – «Древо жизни» (Стамбул), Мемориальный комплекс М. Лермонтову (Нальчик) и другие.
Скульптор, вдохновленный методологией творчества известного кабардино-балкарского художника, члена-корреспондента РАХ Руслана Цримова, создает обширные серии работ, проводя одни и те же узнаваемые образы через трансформации в пространстве и материале, как бы постепенно выявляя, обнаруживая их сущность. «Твой взгляд – да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен», – писал Александр Блок. В наше перенасыщенное информационными потоками время парадоксальная лаконичность произведений Арсена Гушапша воспринимается как молчание мудрецов.
В центре творческого внимания мастера вечные ценности – жизнь, её зарождение, смысл бытия, а также одна из актуальнейших тем современной эпохи – осмысление прошлого. Вся мировая история и ХХ столетие были наполнены драматическими событиями – войнами, угнетением, геноцидом, страданиями миллионов. Наступившее тысячелетие и XXI век доказывают, что земной мир по-прежнему далек от совершенства, а мысли людей отягощены алчностью и злобой. В этих условиях миссия художника обретает особое значение. Искусство не всегда способно изменить сознание человека, но может послужить для него спасительным маяком в непроглядном тумане сомнений и душевного мрака.
Каждое обращение Арсена Гушапша к трагическим событиям прошлого является не иллюстрацией, а своего рода философским посланием к памяти ушедших и, прежде всего, к сознанию современного человека. Мастер трансформирует драматическую коллизию в притчу со светлым исходом. Таково, например, его произведение – «Памятник жертвам Кавказской войны» (Нальчик).
Возможность диалога со зрителем для изобразительного искусства заключена в форме и только в ней – будет ли образ «считываться» или останется непонятым. Как выпускник академического вуза Арсен Гушапша убежден в том, что классическая школа содержит в себе всю широту перспектив художника, поскольку изначально обеспечивает его необходимым арсеналом навыков и умений.
Удивительным образом судьба благоволит мастеру, позволяя ему реализовывать свои проекты, когда многие художники нередко упираются в стену финансовых трудностей. Возможно, это награда за упорство в желании воплотить мыслимую идею в зримую форму и неприхотливость в выборе материала, который оказывается под рукой в то таинственное время, когда образы начинают требовать выражения. Художник использует алюминиевую фольгу, проволоку, металлические прутья, полиэтилен, неоновые лампы, газеты, папье-маше, кожу… Невольно вспоминается Пиросмани, творивший свои шедевры на клеенках из тифлисских трактиров.
Скульптор уверен, что современному художнику необходим универсализм. Не всеядность, но креативность и широта владения материалом. В искусство приходят новые технологии. Не замечать этого, значит, обрекать творчество на стагнацию, остановку, исчезновение. Либо стремительный натиск нового поглотит традиционное искусство, либо оно прорастет сквозь быстротекущее время, как прорастает дерево на камне. Скульптор делает все от него зависящее, чтобы сохранить и приумножить лучшие традиции ваяния.
Искусство XXI века значительно расширило свои функциональные возможности – современное произведение не довольствуется одним лишь созерцанием, становясь полноценным участником жизни социума. Настойчиво преодолевая рамки «пиршества для глаз», оно обращается к своему изначальному предназначению, тесно связанному с культовым характером, активно участвующим в жизни человека, формирующим его сознание. Отсюда, и одна из тенденций поисков Арсена Гушапша – обращение к формам раннего искусства, осмысление древнего и средневекового наследия, фольклорных национальных традиций. Таким образом, художник движется к обретению энергетически наполненной, способной к сильному воздействию формы.
Арсен Гушапша творит с уверенностью в правильности избранного пути, и в образах его произведений чуткий зритель обнаружит отчетливое провозвестие художественного языка нового тысячелетия.
- Кавказ: притяжение будущего
- Выставка «Баки Урманче «Я наслаждаюсь только самой работой…»
- Памятник на кладбище, каким он должен быть
- Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова
- «Этика для нового тысячелетия» Далай-ламы, краткое содержание
- Гуманизм
- Выставка «BONA VIVO»